Обучение чтению

Советы, приёмы, задания для тех, кто хочет, чтобы ребёнок не только начал хорошо читать, но и полюбил чтение.
О том что читать хорошо, а не читать плохо, написано и сказано так много, что , кажется, уже и добавить нечего.

Однако, я добавлю и расскажу о тех преимуществах, которые есть у человека, много читающего, в отличии от того, кто ограничивается прочтением ценников и инструкций по использованию и применению

Почему читать нужно?

  • ·Развиваются воображение и творческие способности
  • ·Расширяется кругозор и обогащается внутренний мир
  • ·Развиваются способности к метафорам и образности мышления
  • ·Развиваются фантазия и образное мышление
  • ·Обогащается словарный запас, навыки грамматики и пунктуации
  • ·Оттачивается понимание нюансов языка, использование разных стилей речи
  • ·Повышается уровень интеллекта и когнитивных навыков
  • ·Улучшается память и концентрация внимания
  • ·Развивается критическое мышление (анализ, сравнения, выводы)
  • ·Стимулируется развитие эмоционального интеллекта
  • ·Формируется понимание чувств и эмоций персонажей
  • ·Развивается эмпатия и сочувствие
  • ·Укрепляется эмоциональная устойчивость
  • ·Повышается успеваемость в школе

Почему читать не любят


  • ·Технические причины: изначально плохо сформированный способ чтения, а отсюда и плохая техника чтения, и низкая скорость
  • ·Низкая самооценка из-за этих проблем
  • ·Отсутствие интереса
  • ·Недостаток выбора книг
  • ·Сложность текста
  • ·Несоответствие уровня текста возрасту
  • ·Отсутствие подходящей помощи
  • Проблемы речевого развития: бедный словарный запас, трудности в образовании и понимании грамматических форм слов, мешающие понять смысл.
Обучение чтению состоит из нескольких этапов.

И правильно поступают те родители, которые начинают покупать детям книжки ещё до начала произнесения ребёнком первых слов, тем более, что самые первые книжки теперь можно купить не в бумажном варианте.

Ведь любое обучение должно быть основано на интересе. Это так называемый доучебный этап.

И, конечно, лучше, если обучением чтению будут заниматься специалисты. Но к сожалению не все родители могут прибегнуть к помощи хорошего специалиста, поэтому здесь будут представлены приёмы работы как для специалистов, так и для родителей.
Чем могут помочь родители

Первое — это привить интерес к книгам. Читая, рассматривая картинки, вы делаете первые шаги к формированию интереса к книгам.

Второе — развивать и обогащать словарный запас, чтобы чтение книг не вызывало трудностей из-за непонимания смысла.

Третье — разучивая с ребёнком буквы, делать это правильно: исходя из того, что буква это значок звука, нужно учить не буквы, а звуки, то есть знакомясь с буквами П, М и другими, называть один из звуков этих букв [п], [м] а не сочетание звуков [пэ] или [эм].

Ну представьте, какую трудную задачу вы зададите ребёнку, когда ему нужно будет прочитать слово мама, а он видит две буквы эм и две буква а. Ведь он же у вас совсем не глупый, он всё правильно запомнил и прочитает: «эмаэма».

А слово папа он воспроизведёт так: «пэапэа».

ВАЖНО! учим буквы звуками. Я на своём опыте знаю, как бывает трудно переучивать. Это гораздо труднее, чем учить с нуля.

Ну, а потом можно очень быстро научить слогослиянию и, соответственно, чтению. Материалы о том, как помочь ребёнку овладеть чтением, и затем заинтересовать его этим процессом, смотрите ниже.

ПОМОЩЬ
РОДИТЕЛЕЙ.

Есть ли выход из плохой ситуации с чтением? Конечно!

Если вы наберётесь терпения и прочитаете то, что представлено ниже, то узнаете, что у проблемы есть не только причины, но и возможности их решения.

Имея большой опыт работы с нечитающими, плохочитающими детьми, хочу поделиться им с вами, заинтересованные педагоги, и неравнодушные родители.
КАКУЮ ПОМОЩЬ МОГУТ ОКАЗАТЬ РОДИТЕЛИ
  • Раннее начало: Начинайте читать ребёнку как можно раньше
  • Даже младенцы любят слушать голос родителей
  • Выбирайте книжки с яркими картинками и простыми текстами.
Не бойтесь прерывать чтение и описывать картинки.

  • Положительные эмоции: Создайте у ребенка положительную ассоциацию с книгами и чтением. Чтение должно ассоциироваться с удовольствием, а не с обязанностью. Если ребенок не хочет слушать, не настаивайте. Предложите книгу позже.
Выражайте радостьот чтения: Делитесь своими эмоциями, когда читаете сами. Пусть ребенок видит, что чтение - это интересно.

  • Посещайте библиотеку или книжный магазин вместе: Пусть ребенок сам выбирает книги. Это повышает его вовлеченность.
  • Подбор книг:Предлагайте книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка.
  • Качество иллюстраций: Яркие, красочные и понятные иллюстрации привлекают внимание и помогают ребенку лучше понимать текст.
  • Тактильные книги: Для самых маленьких подойдут книги с разными текстурами, которые можно трогать и изучать.
  • Книги-игрушки: Книги с окошками, звуками или движущимися элементами делают чтение более интерактивным.
  • Серии книг: Если ребенку понравилась одна книга, предложите ему другие книги из этой же серии.
  • Личный пример: Читайте сами.
РАБОТА 
ПО ОБОГАЩЕНИЮ
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА 
ПО ВОЗРАСТАМ
Возраст 2−3 года. Мир вокруг нас

Почему целенаправленная работа над обогащением словарного запаса так важна при освоении чтения?

Несмотря на то, что мир движется вперёд в развитии технического прогресса, словарный запас у населения нашей планеты беднеет.

Очень много места в словаре современного человека занимают слова и термины, связанные со всеобщей компьютеризацией и преобладанием в жизни различных гаджетов. Все слова здесь заимствованы из английского языка, а книги наши дети читают на русском.

И я знаю по своему опыту, что очень многих слов и понятий, иногда даже на бытовом уровне, у подрастающего поколения нет.

Кроме того, они сталкиваются с большими трудностями, когда нужно образовать родственное слово, относящееся к другой части речи.

Например, они затрудняются образовывать прилагательны от существительных: пух-пуховый, кожа-кожаный, медь-медный, медведь-медвежий, петух-петушиный и т. д.

Плохо различают глаголы, образованные при помощи приставок: ушёл, отошёл, перешёл, обошёл, вышел и т. п. А это очень сильно влияет на понимание читаемого текста.

А если текст непонятен, то он никогда не заинтересует, будь то ребёнок или взрослый.

Поэтому начинать работу по развитию словарного запаса нужно именно с возраста, когда у ребёнка начала формироваться фразовая речь.

Но повторюсь, в этом возрасте мы продолжаем развивать словарь на примерах окружающего мира и повседневной жизни, и уже  с некоторыми усложнениями содержания.

Теперь стараемся убирать простые слова звукоподражания и заменять их словами названиями предметов, действий и признаков предметов. В возрасте 2−3 года у детей с нормой речевого развития уже не должно быть таких фраз: «Это га-гав» или «Это ко-ко».

Малыш в этом возрасте уже должен не только назвать предмет, но и уметь подобрать слова, называющие его признаки: Злая собачка, Добрая собачка, Весёлая собачка. В его речи появляется больше слов-действий: смеётся, хохочет; кушает, ест, обедает, завтракает.

Но повторюсь, мы продолжаем развивать словарь на примерах окружающего мира и быта.
Если вам потребуется больше практических советов или у вас возникнут конкретные вопросы, не стесняйтесь связаться со мной через раздел «Контакты» и оставить свой комментарий. Я с удовольствием поделюсь своим опытом и помогу подобрать упражнения, которые будут наиболее эффективны для вашего ребенка

Возраст 4−5 лет. Расширяем горизонты

В этом возрасте у ребёнка должно начать формироваться понимание связи между предметами и их свойствами

Упражнения:
Покажите и назовите предмет и просите ребенка описать его. Какого цвета? Какой формы? Если предмет съедобный, то Какой на вкус?

Хорошо, если это будет происходить ненавязчиво, не в виде диалога учитель-ученик, а как бы между делом. Дай мне, пожалуйста, стакан. Смотри через стенки стакана видны твои пальчики. Если через что-то можно увидеть другие предметы, значит оно прозрачное. А что ещё ты видишь в комнате прозрачное? Он может указать на стекло в окне, в шкафу.

Это тот самый возраст, когда в речь активно должны входить слова-действия.

И здесь тоже лучше вводить новые слова не в виде изучения объектов и их действий, а в игре или при рассматривании картинок, книг.

Игра «Кто? Что делает?»

Картинки. Девочка рисует. Девочка играет. Мальчик пьёт сок. Кот сидит на стуле. Можно раздать картинки поровну и по очереди открывать.

Мама: «У меня девочка. Она рисует». Ребёнок: «У меня девочка. Она играет» и т.д.

Если возникают трудности в запоминании слов, можно провести такую игру: У вас картинка, на которой мальчик пьёт сок, а вы создаёте парадоксальную ситуацию и говорите:
«Это мальчик, он кушает». Ребёнок должен услышать неверно названное действие и исправить.

Очень хорошо себя зарекомендовали упражнения Найди лишний предмет и объясни, почему он лишний.

Здесь очень большое поле для действий. Используя это упражнение, можно закрепить в речи слова-названия формы, цвета, отнесённости предмета к какой-либо группе: фрукты-овощи-продукты, мебель-посуда и т. д.
В этот период обращайте внимание, на использование простых предлогов: на, в, над, под, из, по
В этом возрасте уже можно читать более сложные книги с обсуждением прочитанного. «Как ты думаешь, почему герой так поступил?»

Советы: Задавайте вопросы, стимулируйте к рассуждению.


Возраст 6−7 лет: Исследуем язык

Это возраст для развития грамматически правильной речи, понимания значений синонимов и антонимов.

Упражнения:
«Назови ласково» Кот-котик, кошка-кошечка, голова-головка, звезда-звёздочка
«Скажи наоборот»: Игра в антонимы. «Большой — маленький, горячий — холодный».
«Скажи то же по-другому»: Игра в синонимы. «Веселый — радостный, храбрый — смелый».
«Какое из чего?» Этот шкаф сделали из дерева. Значит, он какой? — Деревянный, Забор из камня, значит он — каменный
«У кого чьё?» У Мамы — мамино, у папы — папино, у (имя ребёнка, например Саша) — Сашино, а у коровы? И т.д. Образование этих слов формируется у многих детей не сразу и достаточно непросто.

«Расскажи про предмет» Стимуляция образования предложений. Это карандаш. Он синий и тупой. Его надо подточить. Или дайте несколько слов и попросите, используя эти слова, составить фразу: птица, ветка, сидит — Птица сидит на ветке.

«Объясни слово»: Попросите ребенка объяснить значение слова своими словами.
Игры со словами: «Города», «Балда», «Скрэббл» (детский вариант).

Чтение и пересказ: Читайте книги и просите ребенка рассказать, про что прочитали. Именно так формулируйте вопрос, а не как задание: «Перескажи»

Советы: Поощряйте использование новых слов в речи, исправляйте ошибки тактично, поддерживайте интерес к чтению.

Возраст 8−10 лет: Углубляем знания

Этот возраст плодотворен для изучение новых тем, развития навыков описания и объяснения, расширение кругозора.

Упражнения:
«Тематические словари»: Изучение слов по темам (например: космос, история, животные).
«Крокодил»: Игра, в которой нужно объяснить слово жестами.

«Сочиняем истории»: Сочиняйте истории вместе с ребенком, используя новые слова.
«Дебаты»: Устраивайте небольшие дебаты на интересные темы.

Чтение научно-популярной литературы: Читайте книги о науке, истории, культуре.
Написание сочинений и докладов: Развивайте навыки письменной речи.

Советы: Предоставляйте ребенку возможность выбирать темы для изучения, поддерживайте его любознательность, используйте различные источники информации (книги, интернет, фильмы).

Общие советы для всех возрастов:

Создайте языковую среду: Общайтесь с ребенком, читайте книги, смотрите фильмы и мультфильмы вместе, обсуждайте увиденное и услышанное.

Поощряйте вопросы: Отвечайте на вопросы ребенка, даже если они кажутся простыми или наивными, а иногда и утомляют.

Играйте в игры: Игры — это отличный способ обучения и развития.

Будьте примером: Читайте книги сами, используйте новые слова в своей речи, демонстрируйте интерес к языку.

Хвалите за усилия: Важно поощрять ребенка за его старания, даже если он не всегда добивается успеха.

Не перегружайте: Занятия должны быть интересными и не вызывать отторжения.

Важно: Адаптируйте упражнения под индивидуальные особенности и интересы ребенка. Если ему нравится рисовать, используйте рисование для изучения новых слов.

Если он любит животных, сосредоточьтесь на этой теме. Самое главное — сделать процесс обучения увлекательным и интересным

Что такое фонематические процессы, и как их развивать?

Фонематические процессы — это основа грамотного чтения и письма.

Развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза позволяет ребенку четко различать звуки речи (фонемы), что необходимо для успешного освоения чтения, правильного произношения слов и грамотного письма.

Если у ребенка есть проблемы с фонематическими процессами, это может привести к трудностям в обучении чтению и письму, а также к задержке речевого развития.
Я постаралась максимально сжать, но сохранить суть полезной информации и дать несколько эффективных упражнений, которые помогут развить фонематические процессы у вашего ребенка.

Что включают в себя процессы?

Фонематический слух: способность различать звуки речи, определять их порядок в слове.
Фонематическое восприятие: способность узнавать и опознавать звуки речи.

Фонематический анализ: способность делить слово на отдельные звуки (фонемы).
Фонематический синтез: способность соединять отдельные звуки в слово.

Фонематические представления: умение представлять себе звуковой образ слова.

Признаки нарушения фонематических процессов:

Трудности в различении похожих звуков (например, [б] и [п],[д] и [т]).

Искажение звуковой структуры слова (пропуски, перестановки, добавления звуков).

Трудности в определении места звука в слове (в начале, середине, конце).

Проблемы с чтением и письмом (замены букв, пропуски букв, ошибки в словах).

Замедленное чтение по слогам.

Упражнения для развития фонематического слуха и восприятия:

Игра Узнай звук:
Цель: развитие умения отличать речевые звуки от других звуков
Инструкция: Взрослый произносит разные звуки (гласные, согласные, звуки животных, звуки окружающего мира). Ребенок должен узнать и назвать только речевой звук.
Вариации: Можно использовать картинки с изображением источника неречевого звука.

Игра Поймай звук:
Цель: развитие умения выделять заданный звук из ряда других звуков.
Инструкция: Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов). Материал используем последовательно: сначала звуки, потом слоги, потом слова. Ребенок должен хлопнуть в ладоши (или подпрыгнуть, поднять руку), когда услышит заданный звук.
Пример: Взрослый произносит: [а],[о],[у],[и],[э],[а]. Ребенок хлопает, когда слышит звук «а».

Игра Что изменилось?:
Цель: развитие слуховой памяти и внимания.
Инструкция: Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов). Затем повторяет ряд, изменив один звук (слог, слово). Ребенок должен определить, что изменилось.
Пример: Взрослый произносит: ма, па, ба. Затем повторяет: ма, па, да. Ребенок говорит: «Изменилось ба на да».

Игра Найди лишнее слово:
Цель: развитие умения выделять слово, отличающееся по звучанию.
Инструкция: Взрослый произносит ряд слов, в котором одно слово отличается по звучанию от остальных (например, отличается гласный или согласный звук). Ребенок должен найти лишнее слово.
Пример: Взрослый произносит: «сон, тон, сан, кон». Ребенок говорит: «Лишнее слово — сан». И объясняет, что в нём вместо звука[о]встал звук [a]

Игра Эхо:
Цель: развитие умения правильно повторять звуки, слоги, слова.
Инструкция: Взрослый произносит звук, слог или слово, а ребенок должен точно повторить.
Пример: Взрослый говорит [a], ребенок повторяет [a], взрослый произносит [aа], [оa], [ооо], в ответ должен услышать такое же сочетание и количество звуков

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза:

Игра Разложи слово на звуки:
Цель: развитие умения делить слово на отдельные звуки.
Инструкция: Взрослый называет слово, а ребенок должен назвать все звуки по порядку.
Пример: Взрослый говорит: «Кот». Ребенок говорит: [к][о][т]
Можно использовать карточки с картинками, где ребенок выкладывает фишки под картинкой по количеству звуков в слове.
Игра Собери слово из звуков:

Цель: развитие умения соединять отдельные звуки в слово.
Инструкция: Взрослый называет отдельные звуки, а ребенок должен назвать слово, которое получается из этих звуков.
Пример: Взрослый говорит: [к][о][т] Ребенок говорит:«Кот».
Игра Придумай слово на заданный звук:

Цель: развитие умения подбирать слова, начинающиеся на заданный звук.
Инструкция: Взрослый называет звук , ребенок должен назвать слово, начинающееся на этот звук.
Пример: Взрослый говорит: [а]. Ребенок говорит:«Арбуз, автобус» и т.п.
Игра Измени звук в слове:

Цель: развитие умения изменять звуки в слове и образовывать новые слова.
Инструкция: Взрослый называет слово, а ребенок должен изменить в нем один звук, чтобы получилось новое слово. Вначале можно подсказывать, какой звук на какой нужно заменить.
Пример: Взрослый говорит: «Кот». Ребенок говорит: «Рот».

Игра Составь предложение из слов, начинающихся на один звук:
Цель: развитие фантазии, речи и фонематического слуха.
Инструкция: Взрослый предлагает звук, а ребенок должен придумать предложение, где все слова начинаются на этот звук.
Пример: Взрослый предлагает: [с]. Ребенок говорит: «Собака съела сладкий суп».


Советы родителям:

Начинайте занятия с простых упражнений и постепенно переходите к более сложным.
Проводите занятия в игровой форме, чтобы ребенку было интересно.

Будьте терпеливы и поддерживайте ребенка.

Занимайтесь регулярно.
Используйте наглядные материалы (картинки, карточки, схемы).

Обратитесь к логопеду, если у ребенка есть серьезные проблемы с фонематическими процессами.

УЧИМ БУКВЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!

Начало знакомства ребенка с буквами — волнующий этап. Важно подойти к нему правильно, чтобы не отбить у малыша интерес к чтению.

Оптимальный возраст для начала обучения — 4−6 лет, когда ребенок начинает проявлять интерес к буквам. Главное — не торопиться и превратить обучение в увлекательную игру.

Этот блок поможет вам выбрать эффективные методы обучения, избежать распространенных ошибок и сделать процесс интересным для вашего ребенка.

Не стоит форсировать обучение буквам до 4 лет. Если ребенок не проявляет интереса, лучше сосредоточиться на развитии речи, мелкой моторики и фонематического слуха.

Признаки готовности к обучению: интерес к книгам, просьбы прочитать, попытки писать.

Забудьте про скучные прописи! Лучший способ выучить буквы — игра. Используйте:
Карточки с буквами и картинками: Показывайте карточку, называйте букву и предмет, название которого начинается с этой буквы.

Будьте внимательны к содержанию пособий: иногда создатели, сами не очень хорошо различают звуки и буквы, и это выражается в подборе материала: как вы думаете, с какой буквой будет ассоциироваться у ребёнка картинка, на которой изображено окно?

Конечно же с буквой А, потому что он слышит, как мама говорит [акно]. Это мы пишем окно, а произносим [акно]. Или, если будет нарисована белка, как вы объясните, что первая буква Б, когда он отчётливо слышит первый звук мягкий [б̕ ], а про такую букву вы ему не говорили.

Поэтому будьте внимательны при выборе обучающего наглядного материала. Проверьте, все ли первые буквы соответствуют звукам. На данном этапе мы работаем только с твёрдыми звуками.

Варианты игры «Угадай букву» Напиши букву пальчиком на манке, на песке, в воздухе, сделай букву из пластилина, из шнурка.
Предложите ребёнку повернуться к вам спиной, и пальцем напишите у него на спинке букву.
Если знаете уже несколько букв, пусть угадает, какую букву вы написали. На этом этапе главная задача — запомнить буквы.

Не предлагайте пока писать слова и складывать их из букв. Выучите все гласные и несколько согласных.

Если процесс запоминания идёт хорошо и быстро, выучите все буквы. И потом обучение чтению будет быстрым и лёгким. В следующих разделах будем говорить о том, как начать учить читать.

Песни и стихи про буквы: Веселые песенки помогут запомнить буквы легко и быстро.

Интерактивные приложения: Есть много обучающих приложений для планшетов и телефонов. Но здесь тоже следует быть осторожными. Проверьте их, прежде чем предлагать ребёнку. Важно, чтобы буквы соответствовали звукам.

И на первом этапе это должны быть слова, в которых изучаемая буква обозначает твёрдый согласный звук, а гласная, которую изучаете, была в ударной позиции.

Важно: Обучение не должно быть утомительным и через силу. Если видите, что ребёнок отвлекается, ему не интересно. Остановитесь.
Если на данный момент вы познакомились только с одной буквой, ненавязчиво работайте с ней.
Например, скажите ему: «Я забыла, какую букву мы с тобой выучили.» Если он скажет, какую. Идите дальше. Попросите его найти такую букву в заглавии книги, в названии на упаковке какого-нибудь товара.

Когда гуляете по городу и видите, что в названии магазина есть такая буква, спросите его, есть ли ваша знакомая буква в этом слове. И когда увидите, что буква ему знакома хорошо, переходите к другой. Не форсируйте. Здесь у нас в приоритете не скорость, а прочное запоминание образа буквы.

Распространенные ошибки
Чего стоит избегать:
Заставлять ребенка учиться: Обучение должно быть добровольным.

Критиковать за ошибки: Поддерживайте и хвалите за малейшие успехи.
Использовать скучные методы: Превратите обучение в игру!

Сравнивать с другими детьми: Каждый ребенок развивается в своем темпе. И сравнивать нужно его с ним самим вчерашним.

Учить сразу алфавит: Начните с гласных, потом добавьте несколько согласных.


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ БУКВЫ НИКАК НЕ ЗАПОМИНАЮТСЯ? ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ УПРЯМЫХ БУКВ




Бывает, что ребенок усердно занимается, но буквы упорно не хотят «укладываться в голову». Не стоит отчаиваться! Возможно, нужно просто немного изменить подход и использовать другие приемы.
Начинаем учить только заглавные буквы алфавита. К строчным перейдём после того, как хорошо запомнит заглавные.
Если зрительный анализатор не справляется, подключаем другие функции:

Развитие зрительно-кинестетического восприятия:
Прежде чем начать работу в этом направлении, проверьте, как ребёнок ориентируется в пространстве: знает ли где право-лево, что значит «внизу» и «вверху», где «над нами», где «под нами».

Если эти понятия не сформированы, отработайте их. И начинайте с определения главной руки у ребёнка: Если он правша, то правая, если левша — левая. И используйте его главную руку, как маячок.

Без чёткой ориентации в пространстве запоминание букв будет малоуспешным, потому что буквы состоят из элементов каким-то образом расположенных в пространстве.
Когда эта проблема будет решена, можно приступать к конструированию букв. Выясните, что все буквы состоят только из 8 элементов: это прямые вертикальные и горизонтальные, полуовалы большой и маленький, полный овал, верхний элемент буквы Й и две точки
у буквы Ё.
Рассмотрите букву, например, А. Выясните, из скольки элементов она состоит (3): справа прямая наклонилась влево, слева прямая наклонилась вправо и посредине маленькая горизонтальная прямая.

Разрежьте печатную букву на элементы и предложите ребёнку составить из них букву и назвать её. Обращайте внимание на то, какие это элементы и где они расположены.

После решения этой проблемы дело в изучении букв пойдёт быстрее. Но поработать ещё нужно. Используйте приём узнавания букв, напечатнанных разными шрифтами и размерами.

Тактильное восприятие:
  • Лепите буквы из пластилина, теста, глины
  • Выкладывайте буквы из фасоли, гороха, пуговиц.
  • Обводите буквы пальчиком на наждачной бумаге.
  • Пишите буквы на манке или крупе, песке.

Слуховое восприятие:
  • Придумайте смешные истории про каждую букву.
  • Предложите назвать слова, которые начинаются на эту букву.
  • Используйте песенки и стишки про буквы.

Ассоциации:
  • Используйте ассоциации для каждой буквы:
  • Буква «А» похожа на крышу домика.
  • Буква «О» — круглая, как солнышко.
  • Буква «С» — как месяц.

Создавайте визуальные образы:
  • Нарисуйте букву в виде животного или предмета.
  • Найдите предметы в доме, которые похожи на буквы.

Повторение с интервалами:
  • Не учите сразу много букв.
  • Повторяйте изученные буквы через определенные промежутки времени (например, через час, на следующий день, через неделю).

Используйте карточки с буквами:
  • Показывайте их ребенку в случайном порядке и просите назвать.
Игровые приемы:
  • Найди пару: Эту игру используйте, когда хорошо знает заглавные буквы и уже начали учить строчные. Сделайте карточки с заглавными и строчными буквами и попросите ребенка найти пары.
  • Отгадай букву. Дети очень любят эту игру. Но повторюсь, прежде чем использовать её, нужно отработать пространственные представления.
Вы говорите: «У этой буквы три элемента: вертикальная прямая, справа два полуовала: один вверху, другой внизу» (В)
Потом поменяйтесь ролями: пусть ребёнок загадывает вам букву.

Советы
Не давите на ребенка: Если он устал или расстроен, лучше отложить занятие.

Хвалите за любые успехи: Даже если ребенок просто попытался назвать букву, похвалите его за это.

Будьте терпеливы и настойчивы: Запоминание букв — это процесс, который требует времени и усилий.

Консультация со специалистом: Если трудности с запоминанием букв сохраняются длительное время, возможно, стоит обратиться к логопеду или детскому психологу.

Не отчаивайтесь, если ваш ребенок не сразу запоминает буквы. Используйте эти приемы, будьте терпеливы и поддерживайте его интерес к учебе. Помните, что главное — создать положительную атмосферу обучения и помочь ребенку поверить в свои силы!
От первых букв к первым книгам: руководство для родителей по обучению чтению
Обучение чтению — важный этап в жизни каждого ребенка. Это открывает двери в мир знаний, фантазий и приключений.
Многие родители задаются вопросом: как правильно начать обучать ребенка чтению?

Существует множество подходов и методик, и выбор подходящего может показаться сложной задачей.

В этом руководстве рассмотрим основные методы обучения чтению, я дам практические советы и постараюсь помочь вам сделать этот процесс увлекательным и успешным для вашего ребенка.

Готовность к чтению — важный шаг к успеху

Прежде чем начинать обучение чтению, убедитесь, что ребенок готов к этому. Готовность включает в себя несколько аспектов:

Физиологическая готовность: Зрение и слух ребенка должны быть в норме.
Психологическая готовность: Ребенок должен проявлять интерес к книгам и буквам, уметь концентрировать внимание на задании.

Речевая готовность: Ребенок должен иметь достаточно развитый словарный запас, понимамать значение грамматических форм слов и строить предложения.

Обратите внимание на то, как ребенок реагирует на книги и чтение

Методы обучения чтению:
Существует несколько основных методов обучения чтению
Звуковой аналитико-синтетический метод (ЗАС): Этот метод является наиболее распространенным. Он основан на изучении звуков, из которых состоят слова, и последующем складывании этих звуков в слоги и слова.

Метод слогового чтения: Этот метод основан на запоминании слогов и последующем чтении слов по слогам.

Про другие способы писать не буду, т.к. считаю наиболее удачным именно звуковой аналитико-синтетический метод.

Потому что он плавно подводит ребёнка к несознательному пониманию того, что чтение — это процесс, когда мы буквы снова превращаем в звуки.

Этот способ считаю органичным и самым продуктивным, поскольку он, при правильном использовании, даёт очень хорошие результаты. Он помогает, ещё до использования букв, интуитивно понять смысл слогослияния.

Как работает этот способ.
Для начала ребёнку даётся понимание того, что речь наша состоит из звуков человеческой речи.

Что мы единственные на планете Земля живые существа, которым дан такой дар: умение произносить звуки, из которых строятся слова, а из слов и целые рассказы.

Но именно на этом этапе следует сообщить, что для того, чтобы звуки появились, у всех людей есть сложный речевой аппарат, и самым важным в этом аппарате является умение производить воздушную струю, потому что именно выдыхая воздушную струйку, мы можем произносить звуки.

И для опыта предложить слово ум. Сначала выясняем, сколько звуков в этом слове (2).

«А теперь, — говорите вы, — давай проверим, как проходит воздушная струйка, когда мы произносим звуки в этом слове». Произнесите звук [у].

Спросите, как выходит воздух: свободно или спотыкается? Выясняем, что свободно. Потом точно так же проверьте звук [м] и выясните, что воздушная струйка запинается, потому что ей мешают губы.

Делаем вывод, что есть звуки, которые пропускаю воздух свободно, а есть такие, которые запирают воздушную струю. Таким образом проверим ещё несколько гласных звуков [о],[у],[э],[ы],[и]

Гласные буквы я, ё, ю, е не берём! Главная цель, которую вы должны достичь здесь — это показать, что бывают звуки гласные и звуки согласные.

Чтобы было нагляднее, предложите пропеть гласными и согласными звуками мелодию песенки, например, «В лесу родилась ёлочка» звуком [а], звуком [о], [у], [м],[т],[з]. И на этом примере покажите, что есть звуки гласные, которые умеют петь, и есть звуки согласные, которые петь не умеют.

А дальше переходим к этапу, который подготовит вашего ребёнка к слогослиянию.

Договоритесь, что звуки гласные вы будете обозначать красным цветом, а согласные синим. И приступайте к составлению моделей простых слов: ам, ум, ох.
Когда увидите, что это понято, предложите переставить в слове, например, ум звуки местами и назвать то, что получилось.

А получиться должно му. Такую же работу проведите и со слогами ам, ох, и скажите, что все модельки слогов одинаковые
.
Как сделать, чтобы все увидели, где слово ам, а где ум и ох.

Если не последует предложения, что нужно написать буквы, подскажите сами. И пусть малыш напишет эти слова и слоги, когда напишет — прочитает. Вот и всё — путь к слогослиянию открыт.

Теперь о методе слогового чтения.

Я использую его, когда знаю, что ребёнок знаком со всеми буквами. Этот метод хорошо описан у А. Н. Корнева.

Для этого делаю слоговые таблицы 6Х6. Это значит, что в ней 36 слогов, как открытых ха, так и закрытых ах.  Я предлагаю ребёнку таблицу, а у меня таблица с таким же составом слогов, но в другом порядке расположенных.

Я называю слог, ребёнок должен его найти, показать и прочитать. Если ребёнку трудно работать с таким количеством слогов, делаю таблицу с меньшим количеством 16 или 9 слогов.

Другой способ применения слоговых таблиц — произнести слово, например, корова и попросить ребёнка найти все слоги, расположенные в разных местах таблицы, по порядку их расположения в слове.

Ещё один приём «Фотсинтез» слов из слогов".

Для этого печатаю слова, разрезаю на слоги. И показываю каждый слог буквально на секунду.

Рассмотрим на примере слова машина. Ученику нужно за эту секунду распознать слог -ма, назвать его и запомнить, потом показываю второй -ши, он называет, потом третий -на. Его тоже называет и сразу произносит всё слово. Это упражнение любят все дети. Главное условие — знание всех букв!
Больше упражнений по обучению чтению смотрите здесь

Как сделать чтение любимым занятием?

Я прочитала много рекомендаций о том, как сделать чтение одним из любимых занятий. И поняла, что многие из них сейчас уже не работают.

Во-первых, из-за высокой занятости родителей, во-вторых, из-за того, что в жизнь решительно вошли гаджеты, откуда получать информацию легче, чем читая книги. В-третьих, потому, что то, что нам показывают СМИ, очень сильно понижает потребность граждан к интеллектуальному и духовному росту.

И всё же, хочу поделиться, как мне удавалось увлечь своих учеников чтением.
Хочу предупредить, что важное условие здесь — это хорошо сформированный способ чтения и хорошая техника чтения.

Поэтому с некоторыми учениками была проведена предварительная работа по улучшению техники чтения.

Один из приёмов такой: я предлагаю ученику работу на тренировку внимания. Для этого даю ему такое задание: в предложенных нескольких абзацах текста (здесь использую ненужные книги или журналы) зачеркнуть заданную букву, не читая текста. А сама в это время читаю вслух специально подобранную книгу.


Задача ребёнка найти и зачеркнуть нужную букву, а потом рассказать про то что я прочитала.

Всё дело здесь в выборе книги: она должна увлечь. Чаще других я использовала книги о Гарри Поттере и книги из серии Волшебник изумрудного города.

Здесь ориентируюсь на общее развитие ребёнка и его возраст.
По мере того, как продвигается чтение, и сюжет захватывает ученика, предлагаю читать по абзацам или по страницам.

То есть одну страницу или несколько абзацев читаю я, а следующие читает ребёнок. Чередуясь таким образом, мы прочитываем одну или две главы за занятие.

Ну, а когда сюжет начинает стремительно развиваться, и захватывает, то моё участие уже не требуется. Здесь, главное — найти подходящую книгу. А потом уже сам ребёнок будет выбирать для себя книги.

Да, я могла бы сейчас начать говорить о том, что родители должны быть примером, что хорошо, если будете совместно читать книги, и обсуждать их с ребёнком, но я реально смотрю на вещи.

Сейчас выросло поколение родителей, которые сами не очень любят читать. И всё их время занимают либо телефон, либо компьютер.

Используйте новые возможности: сейчас в интернете можно найти массу интересных аудиокниг, которые можно слушать и заниматься каким-то делом. Попробуйте этот вариант. И я всё же надеюсь, что мои советы будут кому-то полезны.


Если у вас появились вопросы, перейдите в раздел «Контакты» и напишите мне в комментариях. Я с удовольствием отвечу вам.

Читает, но не понимает. Как помочь?

Да, такая проблема существует. В моей практике были случаи, когда ученики читали с высокой скоростью, делая правильные паузы и, логические ударения, но не понимали ни слова из прочитанного. Это крайние случаи и причины здесь могут быть разные:

Когнитивные факторы:

  • Низкий уровень развития вербального интеллекта. Это проявляется, в частности, в несоответствующем возрасту словарном запасе.
  • Недостаточно развитая память
  • Трудности с логическим мышлением
  • Проблемы с вниманием и концентрацией
В некоторых случаях эти трудности могут быть связаны с особенностями развития мозга или органическими факторами, которые требуют дополнительной диагностики и коррекции.

И здесь нужны дополнительные консультации у специалистов: невролога, психолога.

Лингвистические факторы:
  • Недостаточный словарный запас: Незнание значения многих слов, используемых в тексте, что делает невозможным его полноценное понимание.
Материалы по этой теме вы найдёте здесь

  • Трудности с грамматикой и синтаксисом: Непонимание грамматических конструкций и синтаксических связей между словами в предложении, что затрудняет понимание смысла предложения и текста в целом.
Материалы на эту тему найдёте здесь

  • Недостаточно развитый фонематический слух: Трудности с различением звуков речи, что может приводить к ошибкам при чтении и, как следствие, к непониманию прочитанного.
Материалы по этой теме найдёте здесь

Сложность текста:

  • Слишком сложный словарь: Использование большого количества незнакомых слов и терминов.
Как решать эту проблему?

Предложите прочитать текст про себя и подчеркнуть непонятные слова. Потом вместе с ним найдите в интернете толкование этих слов.

Если есть толковый словарь, то воспользуйтесь им. Объясните своими словами значение этих слов.

А чтобы выяснить, понял ли он их значение, попросите составить предложения с этими словами.

Да, эта работа займёт ваше время, но это только вначале, потом в результате систематических занятий, надобность в ней отпадёт.

  • Сложные грамматические конструкции: Использование сложных предложений, инверсий и других грамматических конструкций, которые затрудняют понимание.
Упражнения, которые помогут справиться с этой проблемой, здесь

  • Абстрактность и отвлеченность: Текст содержит много абстрактных понятий и мало конкретных примеров, что затрудняет понимание.
Работать с такими текстами вам придётся поначалу вместе. Но это ваш ребёнок, и кто, кроме вас может ему помочь. Не оставляйте его один на один с проблемой!

Факторы, связанные с процессом чтения:

Техника чтения:
  • Низкая скорость чтения: Медленное чтение затрудняет понимание, так как трудно удержать в памяти всю информацию.
  • Регрессии (возвраты к прочитанному): Частые возвраты к уже прочитанному тексту свидетельствуют о трудностях с пониманием и концентрацией.
  • Субвокализация (проговаривание текста про себя): Слишком сильное проговаривание текста про себя может замедлять чтение и затруднять понимание.
Материалы по обучению чтению смотрите здесь

IV. Медицинские и неврологические факторы:
  • Нарушения зрения и слуха: Плохое зрение или слух могут затруднять процесс чтения и, как следствие, ухудшать понимание.
  • Неврологические расстройства: Некоторые неврологические расстройства (например, дислексия, СДВГ) могут влиять на способность к чтению и пониманию текста.
Непонимание прочитанного — это серьёзная проблема, которая может помешать обучению по всем предметам. И отнестись к ней нужно серьёзно.

Если понимаете, что не сможете справиться самостоятельно, изыщите возможность обратиться за помощью к специалистам. Здесь реально смогут помочь логопеды-дефектологи. Они владеют приёмами, способными решить проблему.

Если у вас возникли вопросы, и требуется помощь, перейдите в раздел «Контакты», оставьте свой комментарий, и я отвечу вам в ближайшее время
Несколько приёмов, которые могут помочь в понимании прочитанного текста
1. Работа на уровне слова.

  • Предложите несколько картинок до 10 и#дайте список слов-названий предметов, изображённых на картинках.
Суть упражнения: ребёнок читает слово и находит нужную картинку.

  • Такую же работу можно провести, используя сюжетные картинки, чтобы выяснить понимание значений слов-действий, особенно образованных с помощью приставок: Птица летела (вылетела, залетела, перелетела, отлетела, слетела) и т. п

2. На уровне словосочетаний

  • Предложите несколько картинок, на которых один и тот же предмет имеет разные признаки, например, по цвету. И предложите список со словосочетаниями: красное яблоко, зелёное яблоко, жёлтое яблоко или признаки состояния: добрый мальчик, злой мальчик, весёлый мальчик, грустный мальчик.
  • Предложите несколько картинок, на которых записаны словосочетания, но они не соответствуют тому, что нарисовано, например, нарисован жёлтый шар, а написано зелёный шар

3.На уровне предложения

  • Предложите несколько сюжетных картинок и напечатайте к ним предложения. Например, на картинке мальчик ест кашу, а подписана она Мальчик ест суп. Или на картинке кот сидит на стуле, а написано: Кот лежит на диване.
  • Используя материалы для чтения предложений и маленьких текстов (для этого рекомендую книгу МисаренкоГ.Г. Дидактический материал для развития техники чтения), проводите такую работу:
читайте по предложению: прочитал первое предложение, остановите и спросите: «Про что прочитал?»

И так весь текст. Условие: тексты должны быть небольшие: 5−8 предложений. Когда таким образом прочитаете весь текст, спрашиваете: «Расскажи, про что текст?»

  • Чтение деформированных предложений: Предложите прочитать наборы слов, в которых нет смысла: мама, работы, с, пришла. Ребёнку нужно уловить смыл и поставить слова в нужном порядке.

  • Чтение деформированных текстов: для работы берите небольшие тексты, переставьте в них предложения и предложите, прочитав их, расставить всё по местам:

Я делал резкие наклоны, низкие приседания, высокие прыжки. В руках у неё была лопата. Осенним утром я вышел на площадку перед домом сделать зарядку. На соседнем участке соседка копала грядки. Она дала мне пять вкусных пирожков. Надо перевезти на тележке несколько мешков картошки. После пробежки я помог соседке. Она обратилась ко мне с просьбой.
Должен получиться такой текст:
Осенним утром я вышел на площадку перед домом сделать зарядку. Я делал резкие наклоны, низкие приседания, высокие прыжки. На соседнем участке соседка копала грядки. В руках у неё была лопата. Она обратилась ко мне с просьбой. Надо перевезти на тележке несколько мешков картошки. После пробежки я помог соседке. Она дала мне пять вкусных пирожков.

Если у вас возникнут вопросы, перейдите в раздел «Контакты» и напишите мне в комментариях. Я постараюсь ответить в ближайшее время.

О проблемах овладения чтением: Трудности с грамматикой и синтаксисом

Непонимание грамматических конструкций и синтаксических связей между словами в предложении является серьезным препятствием на пути к успешному овладению чтением.

Это означает, что ребенок испытывает трудности в распознавании и понимании того, как слова связаны друг с другом, чтобы формировать осмысленное предложение.

Проще говоря, он видит слова, но не понимает, как они работают вместе, чтобы передать смысл.
Почему это так важно?

Грамматика и синтаксис — это своеобразный «скелет» языка. Они определяют структуру предложения и позволяют нам правильно интерпретировать его содержание.

Без понимания этих принципов чтение превращается в бессвязный набор слов, а не в увлекательный процесс познания.

Какие проблемы возникают из-за непонимания грамматики и синтаксиса?


Затрудненное понимание смысла прочитанного: Ребенок может прочитать предложение, но не понять, о чем оно говорит. Он может упускать важные детали, игнорировать причинно-следственные связи и делать неверные выводы.

Сложности с пересказом и ответами на вопросы по тексту: Если смысл текста не понят, то и пересказать его, и ответить на вопросы будет крайне затруднительно.

Медленное чтение: Ребенок тратит больше времени на расшифровку каждого слова, пытаясь понять, как оно связано с остальными. Это снижает скорость чтения и общую эффективность.

Снижение мотивации к чтению: Постоянные неудачи в понимании прочитанного приводят к разочарованию и нежеланию читать.

Проблемы с правописанием и построением собственных предложений: Понимание грамматики и синтаксиса играет важную роль в формировании грамотной письменной речи.

Признаки трудностей с грамматикой и синтаксисом при чтении:

Ребенок читает слова по отдельности, не связывая их в единое целое.

Читает монотонно, не реагируя на знаки препинания.

Испытывает трудности с пониманием длинных и сложных предложений.

Часто перечитывает одни и те же предложения, пытаясь понять их смысл.

Задает много вопросов о значениях отдельных слов, но не понимает общего контекста.

Допускает ошибки, пытаясь построить предложения при пересказе текста.

Избегает чтения текстов со сложной структурой.


Что дальше?

В следующих разделах мы рассмотрим возможные причины этих трудностей, и я предложу эффективные стратегии и упражнения для помощи детям в освоении грамматики и синтаксиса, тем самым открывая им двери в мир увлекательного и полезного чтения.

Ознакомьтесь с рекомендациями и узнайте, как можно помочь ребенку преодолеть эти трудности и стать успешным и вдумчивым читателем.



Коррекция трудностей с грамматикой и синтаксисом при чтении:

Преодоление трудностей с грамматикой и синтаксисом требует системного и индивидуального подхода.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и методы, эффективные для одного, могут не подойти другому. Ниже представлены различные средства и стратегии, которые можно использовать для коррекции этих проблем:

Обучение грамматике и синтаксису:

Перед тем, как мы приступим к упражнениям по грамматике, важно убедиться, что ребенок действительно понимает, какую «работу» выполняют разные части речи в языке.

Часто бывает, что ребенок зазубривает правила, но не осознает их сути, и это становится причиной дальнейших трудностей. Поэтому, прежде всего, мы разберемся с основами, используя простой и наглядный подход.

Для начала разъединим понятия:

Предметы и слова: Покажите ребенку различные предметы (собака, стол, воздух) и объясните, что мы используем слова для их обозначения. Важно, чтобы он понимал, что слово — это не сам предмет, а его название.

Действия и слова: Покажите, что предметы и живые существа совершают действия (собака лает, ветер дует). Объясните, что и действия мы можем называть словами.

Признаки и слова: Подчеркните, что у предметов есть признаки, которые отличают их друг от друга (большая собака, синий карандаш). И эти признаки также имеют свои слова-названия.

Пока ограничимся этими тремя основными группами слов (частями речи). Чтобы ребенку было понятнее, можно провести аналогию с городом. В любом городе все заняты своим делом: учителя учат, врачи лечат, продавцы продают. Так и со словами. Все слова заняты своей работой!

Предложите ребенку поделить все слова на группы:

Имена существительные: Спросите: «Как ты думаешь, какие слова мы можем использовать, чтобы ответить на вопросы „Кто это?“ или „Что это?“».
Объясните, что это слова, которыми названо все, что существует в жизни и в сказках (русалка, лебедь, пуговица).

Это и есть Имена существительные — слова, которые называют предметы.

Глаголы: Предложите картинки: Малыш спит и Карандаш лежит. Спросите: «Малыш что делает?» (Спит). «Карандаш что делает?» (лежит).

Объясните, что слова, которыми он назвал действия малыша и книги ( спит, лежит), называются глаголами — это слова, которые показывают, что кто-то или что-то выполняют действия, т. е. что-то делают.
Имена прилагательные: Положите перед ребенком два разных карандаша (например, длинный и короткий, синий и зелёный). Спросите: «Что это?».

Ответ будет «карандаш».
Попросите: «Дай карандаш.» Вам тут же последует вопрос: «Какой?» И вы, назвав признаки нужного вам карандаша: синий короткий, постарайтесь подвести ребенка к тому, что карандаши отличаются по признакам.

Объясните, что слова, которые называют признаки предметов, называются Имена прилагательные — они описывают, какой предмет.
Важно донести до ребенка, что предметов много, и у каждого предмета есть признаки, которыми один отличается от другого.

Как только ребенок научится различать эти три части речи и понимать их функцию, можно переходить к изучению грамматических правил, которые «управляют» этими словами. В следующих разделах мы рассмотрим конкретные упражнения, которые помогут закрепить эти знания и подготовить ребенка к дальнейшему изучению грамматики.
Неумение различать грамматические формы слов: серьёзная проблема в понимании прочитанного

Из опыта работы с детьми я убедилась, что неумение распознавать разницу между грамматическими формами слов (например, падежами) серьезно затрудняет понимание прочитанного.

Что это значит простыми словами?

Для детей, особенно с речевыми проблемами, падежные изменения существительных и прилагательных могут быть очень сложными для понимания. Например, им трудно выполнить такие задания:

«Покажи, где хозяин собаки? Где собака хозяина?»

Выбрать правильное предложение: «Дом построен папой. Папа построен домом.»

Непонимание падежей приводит к путанице в понимании смысла предложений и, как следствие, к проблемам с чтением.

Как помочь ребенку?

Необходимо уделить особое внимание изучению падежных форм существительных. Важно не просто выучить названия падежей и вопросы к ним, а понять, как изменяется форма слова в зависимости от вопроса.

Предлагаю следующий подход:

Наблюдение за предметом и словом:
Покажите предмет, например, карандаш, и спросите: «Что можно сделать этим предметом?» (рисовать, писать, раскрашивать, показывать).

Спросите: «Каким словом назван этот предмет?» — «Карандаш».

Спросите: «Можно ли словом «карандаш» выполнять те же действия?» (Нет). Выясните, какие действия можно выполнять со словом (произносить, писать).

Изменение слова по падежам:

Запишите в столбик падежные вопросы:
Есть кто? что?
Нет кого? чего?
Рад кому? чему?
Вижу кого? что?
Доволен кем? чем?
Думаю о ком? о чём?
Предложите ребенку записать слово «карандаш», отвечая на каждый вопрос (карандаша, карандашу, карандашом, о карандаше).

Спросите: «Что произошло со словом карандаш?» (Оно изменилось).

Объясните, что слово изменило форму, но по-прежнему называет тот же предмет. Слова могут менять свою форму!

Зачем нужны изменения формы слов?

Спросите: «Зачем нам нужно, чтобы слова изменяли свою форму?»

Если ребенок затрудняется, напишите слово «карандаш» после каждого вопроса, не изменяя его форму. (Есть карандаш? Нет карандаш? Рад карандаш? и т. д.)

Покажите, что предложение без изменения формы слова теряет смысл. Слово нужно изменять, чтобы получилось понятное предложение.

Трудные падежи:

Из опыта, наибольшую сложность представляют формы Творительного, Родительного и Винительного падежей. Работа здесь должна быть особенно тщательной и последовательной.

Важно! Если не разобраться с падежами сейчас, проблемы перейдут на прилагательные, и трудности с чтением будут нарастать.

Упражнения:
  • На карточках напечатаны существительные в разных падежах. Ребёнку нужно составить с ними предложения, учитывая падежную форму.

  • Дописывание окончаний слов в предложениях. Здесь, либо давайте слова, в которых гласный звук под ударением, либо не заостряйте внимание на грамматических ошибках. Правило отработаете потом, когда речевая проблема будет решена.

  • Найди ошибку: Дети сбирали грибов в лесу. Петя увидел щенком.

  • Игра «Чем работают?» (акцент на форму творительного падежа):
Материал: Картинки или карточки с названиями профессий и действий.

Задача: Составить предложения, поставив слова в нужную форму:
Пример:

Картинка: Художник и кисть.
Предложение: Художник рисует (чем?) кистью.
Картинка: Плотник и молоток.
Предложение: Плотник забивает гвоздь (чем?) молотком.
  • Игра «Чего не хватает?» (акцент на родительный падеж):
Материал: Картинки или карточки с изображением предметов и вопросом «Чего не хватает?».
Задача: Составить предложения, используя родительный падеж для обозначения недостающего предмета.
Пример:
Картинка: Чашка без ручки.
Предложение: У чашки нет (чего?) ручки.
Картинка: Дерево без листьев.
Предложение: На дереве нет (чего?) листьев.

Исправь ошибки:
Собака грызла костью.
Я подарил книгу другом.
Мы любовались море.

Дополнительные советы:

Наглядность: Используйте картинки, предметы, игрушки, чтобы ребенку было легче представить ситуацию и понять значение падежа.

Связь с жизнью: Приводите примеры из повседневной жизни, чтобы показать, где и как используются падежи.

Постепенность: Начинайте с простых заданий и постепенно усложняйте их.
Поощрение: Хвалите ребенка за усилия и успехи.

Помните, что главное — это терпение и индивидуальный подход. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться и получал удовольствие от процесса обучения.

Если у вас возникли вопросы, напишите мне, перейдя в раздел «Контакты», я обязательно свяжусь с вами.
Трудности в чтении: Почему важно понимать предлоги?

Обучение чтению — сложный процесс, требующий от ребенка не только знания букв и умения складывать их в слова, но и понимания смысла прочитанного. Одной из распространенных причин трудностей в понимании текста является недостаточное знание предлогов.

Почему предлоги так важны?

Предлоги — это маленькие, но очень важные слова, которые связывают слова в предложении и указывают на отношения между ними. Они сообщают нам о:

Местоположении: книга на столе, кошка под диваном, сижу в библиотеке.

Времени: встречаемся в понедельник, приду после обеда, жду до вечера.

Направлении: ехать к морю, бежать от собаки, пройти через парк.

Причине: не сделал из-за лени, опоздал по болезни

И многом другом.

Если ребенок не понимает значения предлогов, он не сможет правильно интерпретировать отношения между словами в предложении, что приведёт к непониманию смысла текста. Это, в свою очередь, может вызывать:

Трудности с пониманием прочитанного: Ребенок может читать слова, но не понимать, что происходит в читаемой им истории.

Ошибки при выполнении заданий: Неправильное понимание предлога может привести к неверному ответу на вопрос или неправильному выполнению инструкции.

Снижение мотивации к чтению: Постоянные трудности и непонимание могут отбить у ребенка желание читать.

Как помочь понять предлоги?
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые помогут ребенку освоить предлоги и улучшить понимание прочитанного:

1. Где предмет?:

Цель: Закрепление понимания предлогов, обозначающих местоположение.
Оборудование: Различные предметы книга, игрушка, чашка, стол, стул, коробка и т. д.
Инструкция:
Взрослый: «Положи книгу на стол.» (Ребенок выполняет)
Взрослый: Где книга? (Ребенок: «Книга на столе.»)
Используйте разные предлоги: под, в, над, перед, за, между, около, рядом, с.
Можно усложнить задание, используя несколько предлогов: «Возьми книгу со стола и поставь в шкаф.»
2. Работа с картинками:

Цель: Визуальное закрепление понимания предлогов.
Оборудование: Картинки с изображением различных предметов, расположенных по-разному по отношению друг к другу.
Инструкция:
Покажите картинку.
Спросите: «Где находится кошка?» (Например, на картинке кошка под столом).
Ребенок должен ответить, используя предлог: «Кошка под столом.»
Продолжайте игру вопросом: «Откуда выберется кошка?»
Ответ должен быть: «Из-под стола»
Можно попросить ребенка самостоятельно составить предложения по картинкам.
3. Рассказы с пропусками:

Цель: Закрепление понимания предлогов в контексте.
Оборудование: Короткие рассказы с пропущенными предлогами.
Инструкция:
Прочитайте рассказ с пропусками.
Предложите ребенку вставить подходящие предлоги.
Обсудите, почему выбран именно этот предлог.
Пример рассказа с пропусками:
«Маша пошла … лес. Она шла … тропинке и увидела гриб … деревом. Маша положила гриб … корзину. Она вернулась домой … леса и показала гриб маме.»

Аналогичный приём, но выполняется уже самостоятельно: ребёнок сам читает и сам определяет, какой предлог пропущен

4. Выполни действия: :
Цель: Активизация понимания предлогов
Инструкция:
Дайте ребенку простые инструкции, используя предлоги:
Подойди к двери.
Положи руки на голову.
Отойди от двери.
«Попрыгай вокруг стула.»
«Сядь под стол.»

5. Рисуем картинки
Цель: Развитие внимательности к деталям и закрепление понимания предлогов.
Инструкция:
Предложите 1−2 предложения: Яблоко лежит в вазе. Яблоко лежит возле вазы.
Попросите его нарисовать две картинки. Это упражнение показывает, насколько хорошо сформировалось понятие о «работе» предлогов в речи.

Важные советы:

Начинайте с простых предлогов: (в, на, под, над).
Используйте наглядные материалы: Картинки, игрушки, реальные предметы.
Играйте в игры: Обучение должно быть веселым и интересным.
Хвалите ребенка за успехи: Поощряйте его старания и поддерживайте мотивацию.
Будьте терпеливы: Освоение предлогов требует времени и практики.
Если вы замечаете, что трудности сохраняются, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалисту — логопеду или дефектологу. Удачи!

Если у вас остались вопросы, напишите мне в комментариях, перейдя в раздел «Контакты», и я обязательно вам отвечу.
Made on
Tilda