Возраст 2−3 года. Мир вокруг насПочему целенаправленная работа над обогащением словарного запаса так важна при освоении чтения?
Несмотря на то, что мир движется вперёд в развитии технического прогресса, словарный запас у населения нашей планеты беднеет.
Очень много места в словаре современного человека занимают слова и термины, связанные со всеобщей компьютеризацией и преобладанием в жизни различных гаджетов. Все слова здесь заимствованы из английского языка, а книги наши дети читают на русском.
И я знаю по своему опыту, что очень многих слов и понятий, иногда даже на бытовом уровне, у подрастающего поколения нет.
Кроме того, они сталкиваются с большими трудностями, когда нужно образовать родственное слово, относящееся к другой части речи.
Например, они затрудняются образовывать прилагательны от существительных:
пух-пуховый, кожа-кожаный, медь-медный, медведь-медвежий, петух-петушиный и т. д.Плохо различают глаголы, образованные при помощи приставок:
ушёл, отошёл, перешёл, обошёл, вышел и т. п. А это очень сильно влияет на понимание читаемого текста.
А если текст непонятен, то он никогда не заинтересует, будь то ребёнок или взрослый.
Поэтому начинать работу по развитию словарного запаса нужно именно с возраста, когда у ребёнка начала формироваться фразовая речь.
Но повторюсь, в этом возрасте мы продолжаем развивать словарь на примерах окружающего мира и повседневной жизни, и уже с некоторыми усложнениями содержания.
Теперь стараемся убирать простые слова звукоподражания и заменять их словами названиями предметов, действий и признаков предметов. В возрасте 2−3 года у детей с нормой речевого развития уже не должно быть таких фраз:
«Это га-гав» или
«Это ко-ко».Малыш в этом возрасте уже должен не только назвать предмет, но и уметь подобрать слова, называющие его признаки:
Злая собачка, Добрая собачка, Весёлая собачка. В его речи появляется больше слов-действий:
смеётся, хохочет; кушает, ест, обедает, завтракает. Но повторюсь, мы продолжаем развивать словарь на примерах окружающего мира и быта.
Если вам потребуется больше практических советов или у вас возникнут конкретные вопросы, не стесняйтесь связаться со мной через раздел «Контакты» и оставить свой комментарий. Я с удовольствием поделюсь своим опытом и помогу подобрать упражнения, которые будут наиболее эффективны для вашего ребенкаВозраст 4−5 лет. Расширяем горизонтыВ этом возрасте у ребёнка должно начать формироваться понимание связи между предметами и их свойствами
Упражнения:Покажите и назовите предмет и просите ребенка описать его. Какого цвета? Какой формы? Если предмет съедобный, то
Какой на вкус?Хорошо, если это будет происходить ненавязчиво, не в виде диалога
учитель-ученик, а как бы между делом.
Дай мне, пожалуйста, стакан. Смотри через стенки стакана видны твои пальчики. Если через что-то можно увидеть другие предметы, значит оно прозрачное. А что ещё ты видишь в комнате прозрачное? Он может указать на стекло в окне, в шкафу.
Это тот самый возраст, когда в речь активно должны входить слова-действия.
И здесь тоже лучше вводить новые слова не в виде изучения объектов и их действий, а в игре или при рассматривании картинок, книг.
Игра «Кто? Что делает?» Картинки.
Девочка рисует. Девочка играет. Мальчик пьёт сок. Кот сидит на стуле. Можно раздать картинки поровну и по очереди открывать.
Мама: «У меня девочка. Она рисует».
Ребёнок: «У меня девочка. Она играет» и т.д.
Если возникают трудности в запоминании слов, можно провести такую игру: У вас картинка, на которой мальчик пьёт сок, а вы создаёте
парадоксальную ситуацию и говорите:
«Это мальчик, он кушает». Ребёнок должен услышать неверно названное действие и исправить.
Очень хорошо себя зарекомендовали упражнения
Найди лишний предмет и объясни, почему он лишний.
Здесь очень большое поле для действий. Используя это упражнение, можно закрепить в речи слова-названия формы, цвета, отнесённости предмета к какой-либо группе: фрукты-овощи-продукты, мебель-посуда и т. д.
В этот период обращайте внимание, на использование простых предлогов:
на, в, над, под, из, поВ этом возрасте уже можно читать более сложные книги с обсуждением прочитанного.
«Как ты думаешь, почему герой так поступил?»Советы: Задавайте вопросы, стимулируйте к рассуждению.
Возраст 6−7 лет: Исследуем язык Это возраст для развития грамматически правильной речи, понимания значений синонимов и антонимов.
Упражнения:«Назови ласково» Кот-котик, кошка-кошечка, голова-головка, звезда-звёздочка«Скажи наоборот»: Игра в антонимы. «
Большой — маленький, горячий — холодный».«Скажи то же по-другому»: Игра в синонимы. «
Веселый — радостный, храбрый — смелый».«Какое из чего?» Этот шкаф сделали из дерева. Значит, он какой? —
Деревянный, Забор из камня, значит он —
каменный«У кого чьё?» У Мамы — мамино, у папы — папино, у (имя ребёнка, например
Саша) —
Сашино, а у
коровы? И т.д. Образование этих слов формируется у многих детей не сразу и достаточно непросто.
«Расскажи про предмет» Стимуляция образования предложений.
Это карандаш. Он синий и тупой. Его надо подточить. Или дайте несколько слов и попросите, используя эти слова, составить фразу:
птица, ветка, сидит — Птица сидит на ветке.«Объясни слово»: Попросите ребенка объяснить значение слова своими словами.
Игры со словами: «Города», «Балда», «Скрэббл» (детский вариант).
Чтение и пересказ: Читайте книги и просите ребенка рассказать, про что прочитали. Именно так формулируйте вопрос, а не как задание: «Перескажи»
Советы: Поощряйте использование новых слов в речи, исправляйте ошибки тактично, поддерживайте интерес к чтению.
Возраст 8−10 лет: Углубляем знанияЭтот возраст плодотворен для изучение новых тем, развития навыков описания и объяснения, расширение кругозора.
Упражнения:«Тематические словари»: Изучение слов по темам (например:
космос, история, животные).«Крокодил»: Игра, в которой нужно объяснить слово жестами.
«Сочиняем истории»: Сочиняйте истории вместе с ребенком, используя новые слова.
«Дебаты»: Устраивайте небольшие дебаты на интересные темы.
Чтение научно-популярной литературы: Читайте книги о науке, истории, культуре.
Написание сочинений и докладов: Развивайте навыки письменной речи.
Советы: Предоставляйте ребенку возможность выбирать темы для изучения, поддерживайте его любознательность, используйте различные источники информации (книги, интернет, фильмы).
Общие советы для всех возрастов:Создайте языковую среду: Общайтесь с ребенком, читайте книги, смотрите фильмы и мультфильмы вместе, обсуждайте увиденное и услышанное.
Поощряйте вопросы: Отвечайте на вопросы ребенка, даже если они кажутся простыми или наивными, а иногда и утомляют.
Играйте в игры: Игры — это отличный способ обучения и развития.
Будьте примером: Читайте книги сами, используйте новые слова в своей речи, демонстрируйте интерес к языку.
Хвалите за усилия: Важно поощрять ребенка за его старания, даже если он не всегда добивается успеха.
Не перегружайте: Занятия должны быть интересными и не вызывать отторжения.
Важно: Адаптируйте упражнения под индивидуальные особенности и интересы ребенка. Если ему нравится рисовать, используйте рисование для изучения новых слов.
Если он любит животных, сосредоточьтесь на этой теме. Самое главное — сделать процесс обучения увлекательным и интересным