Материал для коррекции нарушений речевого развития

В данном разделе вы найдёте материалы для работы по исправлению речевых нарушений, обусловленных такими расстройствами как алалия (сенсорная и моторная), нарушения слоговой структуры слова
Примерные образцы заданий при сенсорной алалии

I. Уровень: Формирование слухового внимания и различения звуков

1.Игра «Угадай звук»
  • Используйте звучащие предметы: колокольчик, барабан, дудочка, свистулька
  • Выполнение: ребёнок закрывает глаза, и вы издаете звук. Ребёнок должен найти источник (показать жестом)

2.Определение кто может издавать этот звук
  • Произносите звуки, которые ребёнок уже знает («мяу», «ав-ав», «тук-тук»).
  • Задача: ребенок показывает соответствующую картинку или игрушку (кошка, собака, молоток)

3.Игра «Кто позвал?»
  • Произносить имя ребенка или звук («эй!»), в разных частях комнаты
  • Ребенок должен повернуться в вашу сторону или найти вас.

II. Уровень: Понимание простых слов и действий

1.Игра «Покажи»
  • Положите перед ребёнком 2−3 картинки или игрушки (мяч, машинка, кубик).
  • Задача. Выполнить задание по вашему запросу («Где мяч?»)

2.Исполнение действий
  • Давайте простые команды с жестами («Прыгни», «Возьми мяч»)

3.Игра «Принеси»
  • Разложите игрушки в комнате. Попросите ребенка принести один из предметов («Принеси машинку»).

III. Уровень: распознавание слов и простых фраз.

1.Сортировка по словам
  • Разложите 5−6 карточек, где есть предметы, названные словами, схожими по звучанию в  начале или в конце (мяч, меч, мак, рак, лак).
  • Задача. Ребёнок должен выбрать картинку с изображением предмета, который вы назвали

2.Игра «Кто? Что делает?»
  • Покажите и назовите картинки с действиями (мальчик бежит, девочка спит, кот играет).
  • Задача: Вы называете действие, ребёнок указывает нужную картинку: «Спит». Ребёнок указывает на картинку Девочка спит. и т. д.

3.Пары слов «где-что»
  • Задайте простые вопросы: «Где мяч?», «Кто бежит?» .
  • Ребёнок отвечает однословно или показывает жестом.

IV. Уровень: Понимание и использование фраз

1.Понимание предложений
  • Дадим указания из 2−4 слов («Возьми мяч и дай мне», «Положи кубик на стол»).
  • Ребёнок должен выполнить задание.

2.Продолжение фразы
  • Произносите фразы, с незавершённым концом : «Кошка говорит…» .
  • Ребёнок заканчивает («мяу»).

3.Игра «Расскажи, что видишь»
  • Показывайте картинки с сюжетами (например, Девочка кормит кур.)
  • Попросите ребенка рассказать, что происходит на картинке

V. Уровень: Закрепление и обогащение словаря

1.Игра «Чего не стало?»
  • Положите перед ребёнком 5−6 предметов. Попросите его закрыть глаза. Уберите один, а затем спросите: «Чего не стало?» .

2.Составление простых рассказов
  • Используйте сюжетные картинки (например, Мальчик бросает мяч собаке).
  • Попросите рассказать, что происходит на картинке.

3.Обогащение словаря через игры
  • Игра «Кто что делает?»: называйте действия и просите ребенка ответить, кто это делает («Летает» — «Птица», «Бежит» - «Собака»).
  • Расширяйте ответы, если последует ответ «бежит», Спросите: «Как бежит?» «Собака бежит быстро» .

Рекомендации по работе:
  1. Повторяйте задание несколько раз в день, чтобы закрепить
  2. Упрощайте задания при трудностях и постепенно усложняйте.
  3. Создайте комфортную и эмоционально позитивную атмосферу.
  4. Регулярно возвращайтесь к пройденному, чтобы закрепить
Примерные образцы заданий при моторной алалии

Цель: стимулирование речевой активности, развитие артикуляции, коррекция звукопроизношения, увеличение словарного запаса и развитие связной речи.

I Уровень: Слуховое внимание и подготовка артикуляционного аппарата

  1. Игра «Слушай и повторяй»
  • Используйте звуки природы (шум дождя, пение птиц) и бытовые шумы (свистулька, барабан, трещотка).
  • Задача: показать предмет, издавший звук и повторить его.
2.Артикуляционная гимнастика
  • Комплекс упражнений для губ
  • Комплекс упражнений для языка
  • Комплекс упражнения на выработку воздушной струи
3.Повторение слогов и звуков
  • Начните с гласных (а-а, о-о) и переходите к слогам (па, ма, ба).
  • Используйте песенки: «ма-ма-ма, па-па-па» для тренировок.
II Уровень: Формирование звукопроизношения и простых слов

1.Игра «Кто что говорит?»
  • Показывайте игрушки (кошка, собака, корова) и произносите звуки (мяу, гав, му).
  • Ребёнок повторяет звуки, указывая на соответствующие игрушки.
2.Повторение звуко-слоговых цепочек
  • Используйте карточки с рисунками: па-па-па (папа), ма-ма-ма (мама) .
  • Поощряйте ребенка повторять за вами.
3.Игра «Где? Что?»
  • Положите перед ребёнком предметы (кубик, мяч, машинка).
  • Спрашивайте: «Где мяч?» помогите при затруднениях.
4.Простые слова по темам
  • Учите слова. Сначала связанные с бытовой сферой, т. е. что используется ежедневно в быту.: мама, папа, вода, дом, чашка, чайник и т. д.
III Уровень: Развитие простых фраз

  1. Игра «Попроси, что хочешь»
  • Размещайте игрушки или предметы. Предложите выполнить задание:"Дай мяч". Потом попросите повторить эту фразу
  • Помогайте на начальных этапах.
2.Командные игры
  • Давайте простейшее задание («Возьми куклу и посади ее»).
  • Помогайте проговаривать действия.
3.Повторение действий
  • Показать действие: вы пьёте воду. Говорите: «Я пью. А ты?» .
  • Поощряйте повторение фразы («Я пью»).
IV Уровень: Развитие связной речи

  1. Описание картинки
  • Покажите ребёнку простую картинку (Мальчик есть яблоко).
  • Задавайте вопросы: «Кто это? Что он делает?». Помогайте построить предложение.
2.Игра «Расскажи историю».
  • Используйте серию сюжетных картинок (например, как мальчик идет за хлебом).
  • Просите ребенка рассказать историю про мальчика.
3.Игра «Что произошло?»
  • Покажите 2−3 последовательные картинки и спросите: «Что случилось сначала, а что потом?» .
4.Игра «Продолжи фразу».
  • Начинайте: «Кошка сидит на…». Ребёнок должен закончить: «стуле» .
V Уровень: Усложнение речевых задач

  1. Объяснение причинно-следственных связей
  • Задавайте вопросы: «Почему мальчик мокрый?» (он попал под дождь) .
2.Составление рассказов
  • Покажите ребёнку несколько предметов (кукла, мяч, собака). Скажите: «Придумай историю»
3.Ролевые игры
  • Проигрывайте сюжеты (магазин, доктор) с простыми диалогами:
  • Вы: «Что ты хочешь купить?»
  • Ребёнок: «Я хочу купить мяч» .
Общие рекомендации

  1. Повторяйте задания на каждом этапе до полного освоения.
  2. Поддержите ребенка жестами, интонацией и мимикой.
  3. Укрепите положительный эмоциональный фон — хвалите за любые успехи.
  4. Занимайтесь регулярно, но не переутомляйте.
Задания, направленные на коррекцию нарушений слоговой структуры слов

Цель: развитие навыков правильного воспроизведения слогов, их последовательности в словах

I. Уровень: Формирование восприятия слоговой структуры

  1. Развитие слухо-моторной координации «Скажи, сколько раз хлопнула?»
  • Хлопайте в ладоши 1, 2 или 3 раза, ребёнок при этом должен стоять к вам спиной и повторять количество хлопков.
2.Игра «Сколько слогов?»
  • Произнесите слово, чётко разделяя слоги (ма-ма, па-па, ма-ши-на).
  • Ребёнок повторяет слово, сопровождая его взмахами руками или шагами.
3.Повторение слоговых цепочек
  • Повторение простых цепочек слогов: ба-ба, ма-ма .
  • Переходите к чередованию: ма-па, ба-та .
  • Задача ребенка — повторить их в правильной последовательности.

II. Уровень: Закрепление двусложных слов

  1. Подбор слов на заданный слог
  • Вы говорите: ма-, ребёнок добавляет слог, чтобы получилось слово: ма-ма, Ма-ня, ма-ши-на
2..Составление пары слов
  • Попросите ребенка подобрать пару слов с одинаковым содержанием слогов (кот — дом, машина — малина).
3.Игра «Собери слово из слогов».

  • Вы произносите слоги по одному с остановками (ма, ши, на). Задача ребенка — собрать слово ма-ши-на .
4.Деление слов на слоги

  • Покажите карточки с картинками (мама, котик, лошадка) и произнесите слово по слогам
III. Уровень: Сложные слоговые конструкции

  1. Игра «Исправь слово».
  • Произносите слова с ошибками (ма-на-ши вместо ма-ши-на).
  • Ребенок должен найти ошибку и правильно сказать слово.
2.Сложные слова на повторение

  • Производит такие слова, как крокодил, вертолёт. Разделите их на слоги, а затем предложите повторить в разном темпе: медленно, быстро.
3.Добавление недостающих слогов
  • Вы говорите: ма…на (машина), кол…са (колбаса) с опорой на картинки.
  • Ребёнок должен догадаться, что за слово.
IV. Уровень: Автоматизация слоговой структуры в речи

  1. Игра «Продолжи предложение»
  • Вы: На дереве сидит во…
  • Ребёнок: рона (ворона).
2.Составление фразы с заданными словами

  • Дайте ребёнку 3−4 слова (например, собака, девочка, пирожок).
  • Попросите составить предложение (Девочка дала пирожок собаке).
3.Словесные цепочки
  • Начните цепочку с одного слова (кошка), добавьте следующее слово, связанное по смыслу (кошка — молоко — корова - трава ).
V. Уровень: Сложные речевые задачи

  1. Описание картинки
  • Попросите описать сюжетную картинку, обращая внимание на сложные слова. Помогайте, если возникнет затруднение (На картинке большая красная машина едет по дороге).
2.Рассказ по плану
  • Дайте ребёнку несколько слов для рассказа (мальчик, мяч, кошка).
  • Ребёнок должен придумать историю, правильно произнести все слова.
VI. Уровень: Составление и произношение чистоговорок

  1. Составить чистоговорку в рифму
  • са-са-са — летит оса. ши-ши-ши — шумели камыши
  • Повторение чистоговорок с разной интонацией
  • Повторение чистоговорок в разном темпе
Дополнительные рекомендации

  • Обязательно использовать картинки, предметы, карточки.
  • Продолжайте увеличивать сложные задания, но повторите пройденный материал для обеспечения.
  • Поддерживайте мотивацию: хвалите ребенка даже за маленькие успехи.
  • Занимайтесь регулярно, но в игровой форме, чтобы избежать усталости и скуки.
Made on
Tilda