Примерные образцы заданий при моторной алалииЦель: стимулирование речевой активности, развитие артикуляции, коррекция звукопроизношения, увеличение словарного запаса и развитие связной речи.
I Уровень: Слуховое внимание и подготовка артикуляционного аппарата- Игра «Слушай и повторяй»
- Используйте звуки природы (шум дождя, пение птиц) и бытовые шумы (свистулька, барабан, трещотка).
- Задача: показать предмет, издавший звук и повторить его.
2.
Артикуляционная гимнастика- Комплекс упражнений для губ
- Комплекс упражнений для языка
- Комплекс упражнения на выработку воздушной струи
3.
Повторение слогов и звуков- Начните с гласных (а-а, о-о) и переходите к слогам (па, ма, ба).
- Используйте песенки: «ма-ма-ма, па-па-па» для тренировок.
II Уровень: Формирование звукопроизношения и простых слов1.Игра «Кто что говорит?»- Показывайте игрушки (кошка, собака, корова) и произносите звуки (мяу, гав, му).
- Ребёнок повторяет звуки, указывая на соответствующие игрушки.
2.
Повторение звуко-слоговых цепочек- Используйте карточки с рисунками: па-па-па (папа), ма-ма-ма (мама) .
- Поощряйте ребенка повторять за вами.
3.
Игра «Где? Что?»- Положите перед ребёнком предметы (кубик, мяч, машинка).
- Спрашивайте: «Где мяч?» помогите при затруднениях.
4.
Простые слова по темам- Учите слова. Сначала связанные с бытовой сферой, т. е. что используется ежедневно в быту.: мама, папа, вода, дом, чашка, чайник и т. д.
III Уровень: Развитие простых фраз- Игра «Попроси, что хочешь»
- Размещайте игрушки или предметы. Предложите выполнить задание:"Дай мяч". Потом попросите повторить эту фразу
- Помогайте на начальных этапах.
2.
Командные игры- Давайте простейшее задание («Возьми куклу и посади ее»).
- Помогайте проговаривать действия.
3.
Повторение действий- Показать действие: вы пьёте воду. Говорите: «Я пью. А ты?» .
- Поощряйте повторение фразы («Я пью»).
IV Уровень: Развитие связной речи- Описание картинки
- Покажите ребёнку простую картинку (Мальчик есть яблоко).
- Задавайте вопросы: «Кто это? Что он делает?». Помогайте построить предложение.
2.
Игра «Расскажи историю».- Используйте серию сюжетных картинок (например, как мальчик идет за хлебом).
- Просите ребенка рассказать историю про мальчика.
3.
Игра «Что произошло?»- Покажите 2−3 последовательные картинки и спросите: «Что случилось сначала, а что потом?» .
4.
Игра «Продолжи фразу».- Начинайте: «Кошка сидит на…». Ребёнок должен закончить: «стуле» .
V Уровень: Усложнение речевых задач- Объяснение причинно-следственных связей
- Задавайте вопросы: «Почему мальчик мокрый?» (он попал под дождь) .
2.
Составление рассказов- Покажите ребёнку несколько предметов (кукла, мяч, собака). Скажите: «Придумай историю»
3.
Ролевые игры- Проигрывайте сюжеты (магазин, доктор) с простыми диалогами:
- Вы: «Что ты хочешь купить?»
- Ребёнок: «Я хочу купить мяч» .
Общие рекомендации- Повторяйте задания на каждом этапе до полного освоения.
- Поддержите ребенка жестами, интонацией и мимикой.
- Укрепите положительный эмоциональный фон — хвалите за любые успехи.
- Занимайтесь регулярно, но не переутомляйте.