Коррекция дисграфии (нарушение письма)
Цели упражнений:
Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа.
Формирование зрительно-пространственных представлений.
Развитие графо-моторных навыков
Обучение умению соблюдать грамматические и лексические нормы при письме.
I. Упражнения для развития фонематических процессов
Сравнить звуки
Дайте пару слов (например, дом – том).
Попросите ребенка назвать, какие звуки разные, чем они отличаются, и что называю эти слова.
Постепенно усложняйте: предложите пару родственных слов, отличающихся несколькими звуками (например, дым – дымок). На этом этапе можно начать обогащать словарный запас, родственными словами.
Определить место звука
Произнесите слово, например, мама.
Предложите ребенку определить, где слышится звук [м] в начале, середине или в конце слова.
Подбери слова
Назовите звук, например, [ш]. Ребёнку предложите назвать несколько слов, в которых есть такой звук. Попробуйте усложнить задание: попросите вспомнить и назвать слова, в которых заданный звук находится в начале, конце или середине слова.
II. Упражнения для звукобуквенного анализа и синтеза.
Разложить слово на звуки
Назовите слово, например, кот.
Попросите ребенка назвать по порядку все звуки в нём: [к], [о], [т]. Далее спросите, сколько букв понадобилось, чтобы обозначить эти звуки? Дайте такое слово: соль. Сколько звуков в нём? (3) [с][о][л̕], сколько букв? (4) потому что Ь звука не обозначает.
Собрать слово из звуков
Назовите звуки по порядку: [д], [о], [м].
Попросите ребенка назвать слово, которое получилось.
Найти лишний звук
Напишите слова с ошибками, например, стоул
Ребёнок должен определить, какой звук лишний, и исправить слово. В данном примере должен предложить два варианта: (стол, стул)
III. Упражнения для развития зрительно-пространственного восприятия.
Найти ошибку и дописать нужную букву
Запишите слова с пропущенными буквами (например, « _ом», «с_н», «зон_ ») и предложите ребёнку вставить недостающие буквы.
Собрать слова из букв
Предложите буквы (например, с,т,о,л и попросите записать, используя их, слова и объясняя их значение (сто, стол, лот, пот, топ, опт).
Поиск ошибок в тексте
Напишите небольшой текст или предложение с неграмматическими ошибками например, Кот спет на диван.
Попросите ребенка найти и исправить ошибки.
IV. Обучение графомоторным навыкам.
Допиши букву
Напишите букву, в которой не хватает, например, одного элемента ( П без правой вертикальной линии или П без верхнего элемента).
В первом варианте попросите назвать написанную букву: (Г) и скажите, что хотели написать П. Ребёнок должен будет объяснить, какой элемент вы не написали: (вертикальную прямую справа) и написать букву правильно.
Во втором варианте можно дать такое задание: какой элемент нужно добавить, чтобы получилась буква (П, Н)?
Отгадай букву. Вы говорите: "Я загадала букву. В ней три элемента: вертикальная прямая, справа вверху горизонтальная прямая, справа внизу полуовал (Б)
V. Упражнения на развитие грамматического и лексического строя речи.
Соединённые слова
Дайте ребёнку две группы слов: существительные и глаголы (кот, девочка, прыгать, читать)
Попросите соединить слова в пары, например: кот – прыгать, девочка – читать.
Спросите, почему слово читать, соединил со словом девочка и можно ли соединить это слово со словом прыгать?
Восстанови предложение
Дайте деформированное предложение
Например, на, гуляет, улице, мальчик
Попросите ребенка исправить: Мальчик гуляет на улице.
Вариант усложнённый: Катя, рисовать, альбом, собака
Катя рисует в альбоме собаку.
Подбери родственные слова
Дайте слово, например, лес
Попросите ребенка назвать родственные слова: лесной, лесник, лесочек, объяснить значение слов, составить словосочетания или предложения.
Советы по выполнению заданий:
Начинайте с простых упражнений, постепенно увеличивая сложность.
Хвалите за каждый правильный ответ или рассуждение.
Задания можно оформить в виде игр, чтобы поддержать интерес ребенка.
Используйте визуальные и звуковые подсказки, если возникнет затруднение