I. Развитие фонематических процессовЭто важный этап на пути к формированию навыков чтения и письма. Без умения слышать и различать звуки речи ребёнку будет трудно научиться читать и писать правильно.
Ниже представлены
упражнения по развитию фонематического слуха, которые помогут детям легче справляться с трудностями чтения и письма, а также снизить проявления таких нарушений, как
дисграфия и
дислексия.
Определить, где в слове находится заданный звук:Произнесите слово и попросите ребенка определить, где в слове находится заданный звук (в в начале, середине или конце слова).
Пример:
дом— где звук
[д],
сад - где находится звук
[а],
лапа - на каком месте находится звук
[п] и т.п.
Произнести слова задом наперёд (кот- ток, парк-крап, луна-анул)Определить, сколько звуков в словах:
пол - 3 звука,
стол - 4 звука,
моль - 3 звука, (мягкий знак звука не обозначает)
Соня - 4 звука и т.п.
Убрать в слове первый звук и на его место поставить заданный: в слове
сон убрать первый и на его место поставить заданный, например, [т] -
тонАналогичное задание, но с последним звуком:
сор (сок,сон, сом)Убрать в звук в середине слова, заменив заданным кочка-кошка. Для работы используйте слова, понятные ребёнку, если же он не знает значения слова, объясните. Таким образом будет вестись работа по обогащению словарного запаса.
Составление словаПроизнесити слова по звукам:[д][о][м], [л][у][н][а], [п][а][н][а][м][а]. редложите ребёнку назвать слова целиком:
дом, луна, панамаПопросите ребенка собрать слово: из предложенных букв или карточек с напечатанными на них буквами. Постепенно усложняйте словарный материал, но не форсируйте.
Составить слово: из первых звуков названий картинок. Картинки:
мышка
, аист
, кот -
макВариант этого задания: в названии первой картинки взять первый звук, в названии второй - второй, в названии третьей - третий: картинки
сыр, к
от, ма
к - сок Синтез слов из слогов (1)Произносите слово по слогам
(ко-ро-ва, ма-ши-на).Ребёнок должен произнести слово целиком:
корова, машинаКогда с заданием будет справляться легко, усложните: Первый слог в слове
-до, за ним следует слог
-ро, за ним
-га. Назови всё слово
(дорога)II. Развитие зрительного восприятия. Запоминание букв.Эти упражнения направлены на развитие зрительного восприятия и улучшение зрительной памяти — важнейших процессов, которые помогают ребёнку
лучше запоминать буквы,
различать их в потоке текста, а в дальнейшем —
уверенно читать и писать.
Такие задания особенно полезны при
дислексии,
дисграфии, а также на ранних этапах
обучения чтению.Найди букву «Корректурная проба"(1)Предложите абзац или два любого текста. Задача ребенка — найти и зачеркнуть заданную букву (найди и зачеркни все буквы «а»).Можно в любом тексте в нескольких строчках, можно в напечатанных строках букв)
Буквенная мозаикаПерепутайте буквы в слове (кпра — парк).
Ребенок должен расставить буквы в правильном порядке. Начинаем с односложных слов, потом усложняем.
III. Развитие звуко-буквенного анализа.Подбери паруМатериал: карточки с картинками и числами. Попросить ребёнка назвать предмет на картинке и определив, сколько в нём звуков, подобрать карточку с числом. (луна — 4).
Сложные цепочкиСоставить слово, поставив слоги в нужном порядке
ма, па, на. Должно получиться слово
панама .IV. Упражнения на внимание.Лишняя букваНайди слово с лишней буквой (Предлагается материал из простых предложений, где в некоторых словах напечатана лишняя буква:
Петя идёт доамой.).
Ребенок должен найти лишнюю букву и исправить слово.
Найди слово «Корректурная проба» (2)В строке среди букв найти и подчеркнуть спрятанные слова
(ошгпавысокэжьтипврмамачсмпнеокно).V. Работа с текстомНайди ошибку в в предложении, текстеНапример: Бабушка вышла из дом.
Птица сидит на ветку. Такие упражнения нужно выполнять, когда уже освоен способ чтения, но смысл прочитанного ребёнок понимает плохо.
Начинаем с нескольких 1−2 небольших предложений.
Пропущенные буквыОпределить, какой звук не обозначен буквой в словах, и написать нужную букву.
Пример:
д_м, к_т, б_кваУзнать слово, произносимое по звукам, и записать его
[к][а][р][т][а] должно быть записано
карта.VI. Навыки автоматизацииЧтение вслухЧтение коротких текстов, контролируйте правильность прочтения слов. Не допускайте двойного чтения: сначала про себя, потом вслух и заканчивания слов по смысловой догадке. Помогайте в при затруднениях.
Игра «Перепутанные слова»В предложении перепутайте слова:
девочка, гулять, пошла, улицу, на .Ребёнок должен расставить слова в правильном порядке
(Девочка пошла гулять на улицу).Подбери рифмуК прочитанному слову подобрать слово-рифму: (кот — плот, флот, брод, ход)
VII. Игровые заданияСловесное лотоУ ребёнка карточки с напечатанными словами. Вы называете слово, а он должен найти его среди своих карточек.
Синтез слов из слогов или Словесный пазл У ребёнка карточка со слогами, напечатанными в строчки и столбики 6Х6. Назовите слово по слогам (ко, ро, ва), ребёнок должен найти все слоги в правильной последовательности.
Рекомендации родителям и педагогам
Регулярно занимайтесь, но не перегружайте ребенка.
Задания должны быть в игровой форме.
Используйте зрительные опоры (картинки, таблицы).
Читайте также: