Материалы для коррекции нарушений письменной речи: чтения и письма

Коррекция дислексии (нарушение чтения)
I. Развитие фонематических процессов

Определить, где в слове находится заданный звук:Произнесите слово и попросите ребенка определить, где в слове находится заданный звук (в  в начале, середине или конце слова).
Пример: дом — где звук ], сад - где находится звук [а], лапа - на каком месте находится звук [п] и т.п.

Произнести слова задом наперёд (кот- ток, парк-крап, луна-анул)

Определить, сколько звуков в словах: пол - 3 звука, стол - 4 звука, моль - 3 звука, (мягкий знак звука не обозначает) Соня - 4 звука и т.п.

Убрать в слове первый звук и на его место поставить заданный: в слове сон убрать первый и на его место поставить заданный, например, [т] - тон

Аналогичное задание, но с последним звуком: сор (сок,сон, сом)

Убрать в звук в середине слова, заменив заданным кочка-кошка. Для работы используйте слова, понятные ребёнку, если же он не знает значения слова, объясните. Таким образом будет вестись работа по обогащению словарного запаса.

Составление слова

Произнесити слова по звукам:[д][о][м], [л][у][н][а], [п][а][н][а][м][а]. редложите ребёнку назвать слова целиком: дом, луна, панама

Попросите ребенка собрать слово: из предложенных букв или карточек с напечатанными на них буквами. Постепенно усложняйте словарный материал, но не форсируйте.

Составить слово: из первых звуков названий картинок. Картинки: мышка, аист, кот - мак

Вариант этого задания: в названии первой картинки взять первый звук, в названии второй - второй, в названии третьей - третий: картинки сыр, кот, мак - сок

Синтез слов из слогов (1)
Произносите слово по слогам (ко-ро-ва, ма-ши-на).
Ребёнок должен произнести слово целиком: корова, машина

Когда с заданием будет справляться легко, усложните: Первый слог в слове -до, за ним следует слог -ро, за ним -га. Назови всё слово (дорога)

II. Развитие зрительного восприятия. Запоминание букв.

Найди букву «Корректурная проба"(1)
Предложите абзац или два любого текста. Задача ребенка — найти и зачеркнуть заданную букву (найди и зачеркни все буквы «а»).Можно в любом тексте в нескольких строчках, можно в напечатанных строках букв)

Буквенная мозаика
Перепутайте буквы в слове (кпра — парк).
Ребенок должен расставить буквы в правильном порядке. Начинаем с односложных слов, потом усложняем.

III. Развитие звуко-буквенного анализа.

Подбери пару

Материал: карточки с картинками и числами. Попросить ребёнка назвать предмет на картинке и определив, сколько в нём звуков, подобрать карточку с числом. (луна — 4).
Сложные цепочки
Составить слово, поставив слоги в нужном порядке ма, па, на. Должно получиться слово панама .

IV. Упражнения на внимание.

Лишняя буква
Найди слово с лишней буквой (Предлагается материал из простых предложений, где в некоторых словах напечатана лишняя буква: Петя идёт доамой.).
Ребенок должен найти лишнюю букву и исправить слово.

Найди слово «Корректурная проба» (2)
В строке среди букв найти и подчеркнуть спрятанные слова (ошгпавысокэжьтипврмамачсмпнеокно).

V. Работа с текстом

Найди ошибку в  в предложении, тексте
Например: Бабушка вышла из дом. Птица сидит на ветку. Такие упражнения нужно выполнять, когда уже освоен способ чтения, но смысл прочитанного ребёнок  понимает плохо.
Начинаем с нескольких 1−2 небольших предложений.
Пропущенные буквы

Определить, какой звук не обозначен буквой в словах, и написать нужную букву.
Пример: д_м, к_т, б_ква

Узнать слово, произносимое по звукам, и записать его
[к][а][р][т][а] должно быть записано карта.

VI. Навыки автоматизации

Чтение вслух
Чтение коротких текстов, контролируйте правильность прочтения слов. Не допускайте двойного чтения: сначала про себя, потом вслух и заканчивания слов по смысловой догадке. Помогайте в при затруднениях.

Игра «Перепутанные слова»
В предложении перепутайте слова: девочка, гулять, пошла, улицу, на .
Ребёнок должен расставить слова в правильном порядке (Девочка пошла гулять на улицу).
Подбери рифму
К прочитанному слову подобрать слово-рифму: (кот — плот, флот, брод, ход)

VII. Игровые задания

Словесное лото
У ребёнка карточки с напечатанными словами. Вы называете слово, а он должен найти его среди своих карточек.

Синтез слов из слогов или Словесный пазл
У ребёнка карточка со слогами, напечатанными в строчки и столбики 6Х6. Назовите слово по слогам (ко, ро, ва), ребёнок должен найти все слоги в правильной последовательности.
Рекомендации родителям и педагогам

Регулярно занимайтесь, но не перегружайте ребенка.
Задания должны быть в игровой форме.
Используйте зрительные опоры (картинки, таблицы).


Коррекция дисграфии (нарушение письма)

Цели упражнений:

Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа.
Формирование зрительно-пространственных представлений.
Развитие графо-моторных навыков
Обучение умению соблюдать грамматические и лексические нормы при письме.
I. Упражнения для развития фонематических процессов
Сравнить звуки
Дайте пару слов (например, дом – том).
Попросите ребенка назвать, какие звуки разные, чем они отличаются, и что называю эти слова.
Постепенно усложняйте: предложите пару родственных слов, отличающихся несколькими звуками (например, дым – дымок). На этом этапе можно начать обогащать словарный запас, родственными словами.
Определить место звука
Произнесите слово, например, мама.
Предложите ребенку определить, где слышится звук [м] в начале, середине или в конце слова.
Подбери слова
Назовите звук, например, [ш]. Ребёнку предложите назвать несколько слов, в которых есть такой звук. Попробуйте усложнить задание: попросите вспомнить и назвать слова, в которых заданный звук находится в начале, конце или середине слова.
II. Упражнения для звукобуквенного анализа и синтеза.
Разложить слово на звуки
Назовите слово, например, кот.
Попросите ребенка назвать по порядку все звуки в нём: [к], [о], [т]. Далее спросите, сколько букв понадобилось, чтобы обозначить эти звуки? Дайте такое слово: соль. Сколько звуков в нём? (3) [с][о][л̕], сколько букв? (4) потому что Ь звука не обозначает.
Собрать слово из звуков
Назовите звуки по порядку: [д], [о], [м].
Попросите ребенка назвать слово, которое получилось.
Найти лишний звук
Напишите слова с ошибками, например, стоул
Ребёнок должен определить, какой звук лишний, и исправить слово. В данном примере должен предложить два варианта: (стол, стул)
III. Упражнения для развития зрительно-пространственного восприятия.
Найти ошибку и дописать нужную букву
Запишите слова с пропущенными буквами (например, « _ом», «с_н», «зон_ ») и предложите ребёнку вставить недостающие буквы.
Собрать слова из букв
Предложите буквы (например, с,т,о,л и попросите записать, используя их, слова и объясняя их значение (сто, стол, лот, пот, топ, опт).
Поиск ошибок в тексте
Напишите небольшой текст или предложение с неграмматическими ошибками например, Кот спет на диван.
Попросите ребенка найти и исправить ошибки.
IV. Обучение графомоторным навыкам.
Допиши букву
Напишите букву, в которой не хватает, например, одного элемента ( П без правой вертикальной линии или П без верхнего элемента).
В первом варианте попросите назвать написанную букву: (Г) и скажите, что хотели написать П. Ребёнок должен будет объяснить, какой элемент вы не написали: (вертикальную прямую справа) и написать букву правильно.
Во втором варианте можно дать такое задание: какой элемент нужно добавить, чтобы получилась буква (П, Н)?
Отгадай букву. Вы говорите: "Я загадала букву. В ней три элемента: вертикальная прямая, справа вверху горизонтальная прямая, справа внизу полуовал (Б)
V. Упражнения на развитие грамматического и лексического строя речи.
Соединённые слова
Дайте ребёнку две группы слов: существительные и глаголы (кот, девочка, прыгать, читать)
Попросите соединить слова в пары, например: кот – прыгать, девочка – читать.
Спросите, почему слово читать, соединил со словом девочка и можно ли соединить это слово со словом прыгать?
Восстанови предложение
Дайте деформированное предложение
Например, на, гуляет, улице, мальчик
Попросите ребенка исправить: Мальчик гуляет на улице.
Вариант усложнённый: Катя, рисовать, альбом, собака
Катя рисует в альбоме собаку.
Подбери родственные слова
Дайте слово, например, лес
Попросите ребенка назвать родственные слова: лесной, лесник, лесочек, объяснить значение слов, составить словосочетания или предложения.
Советы по выполнению заданий:
Начинайте с простых упражнений, постепенно увеличивая сложность.
Хвалите за каждый правильный ответ или рассуждение.
Задания можно оформить в виде игр, чтобы поддержать интерес ребенка.
Используйте визуальные и звуковые подсказки, если возникнет затруднение


Made on
Tilda