https://www.googletagmanager.com/gtag/js?id=G-Q44CSRX9LN

и снова про развитие речи

Сайт для родителей, чьи дети нуждаются в помощи логопеда, а также для логопедов и учителей
Добро пожаловать на сайт "И снова про развитие речи"

Этот сайт создан учителем-логопедом с более чем 30-летним стажем Шишкиной Ольгой Сергеевной.

Речь — это ключ к общению, обучению и полноценной жизни. Развитие речи у детей начинается с первых звуков и продолжается на протяжении всей жизни, формируя основу для взаимодействия с окружающим миром.
Мой сайт создан для тех, кто хочет поддержать детей в этом важном процессе, будь то родители, воспитатели, логопеды или другие специалисты.

Для кого этот сайт?

  • Для родителей, которые хотят узнать, как развивать речь своих детей дома, начиная с первых лепетных звуков до полноценного общения и овладения письменной речью.

  • Для специалистов, ищущих новые идеи, методики и материалы для работы с детьми

  • Для всех, кто интересуется развитием речи и хочет больше узнать о том, как помочь ребёнку говорить свободно и уверенно.
Чем полезен этот сайт?

На страницах сайта вы найдёте:

  • Практические советы и рекомендации для развития речи в домашних условиях.
  • Игры и упражнения, которые помогут сделать занятия увлекательными и эффективными.
  • Методические материалы для работы с детьми разного возраста и уровня развития речи.
  • Интерактивные ресурсы, такие как карточки, последовательные картинки и готовые планы занятий.
Что ещё вы найдёте на сайте?

  • Пособия и материалы, которые можно скачать и использовать в работе.
  • Ответы на ваши вопросы и разбор самых распространённых проблем речевого развития.
Я уверена, что развитие речи — это не просто важный этап в жизни ребёнка, но и увлекательное путешествие, в котором взрослые играют ключевую роль. Давайте сделаем это путешествие ярким, интересным и успешным вместе!

Присоединяйтесь и помогите детям раскрыть свои возможности через слова!

обо мне

Шишкина Ольга Сергеевна
учитель-логопед высшей категории
Более 30 лет проработала в школе учителем-логопедом. Главным в своей работе всегда считала, что проблемы детей - это не их вина, а беда, которую я должна помочь им преодолеть.

И могу с уверенность сказать, что мне это удавалось делать почти всегда. Я знаю, что такое моральное удовлетворение, когда ты уверена, что если бы не твоя помощь, то этому ребёнку было бы трудно в школе, и он был бы один на один со своей проблемой.

Я знаю, как горят глаза ученика, когда он становится успешен в учёбе. И я знаю, что эти 30 лет я прожила не зря.
Этапы развития речи
Ожидаем появления речи

Каждый ребёнок уникален, и развиваются все дети по-разному, но есть такие этапы в развитии малышей, которые проходит каждый здоровый ребёнок.

Это не только физическое и физиологическое развитие: примерно в одно время детки садятся самостоятельно, начинают ползать, вставать на ножки, но и психо-физиологическое. А именно развитие речи.

Абсолютно каждый ребёнок проходит эти этапы на пути овладения речью. Знать их важно, чтобы понимать, как идет развитие вашего ребенка, чтобы вовремя заметить отставания от нормы и вовремя принять меры для их коррекции.

Потому что чем раньше обнаружена проблема, тем легче бывает с ней справиться.

Различают несколько этапов становления речи:

Доречевой период — подготовка к речи.
Гуление —первые «разговоры» малыша.
Лепет — попытка подражания взрослым.
Первые слова — начало осмысленной речи.
Фразовая речь – использование предложений для высказывания своих мыслей.

Давайте разберём каждый из этих этапов подробнее.

ДОРЕЧЕВОЙ ПЕРИОД

Это время с рождения до первых попыток гуления. На этом этапе малыш:

Воспринимает голоса и звуки.
Учится различать интонации.
Реагирует на звуки плачем, движениями или улыбкой.

Как помочь:
  • Разговаривайте с ребёнком как можно чаще, называя предметы, эмоции и действия.
  • Улыбайтесь, пойте, создавайте эмоциональный контакт — это основа для дальнейшего развития речи.

Гуление
Период гуления начинается примерно в 2−3 месяца. Малыш произносит первые звуки: «аа», «уу», «гы». Это ещё не слова, но уже попытка пообщаться с вами.

Как помочь:
  • Отвечайте на «гуление» ребенка, имитируйте его звуки.
  • Чаще разговаривайте с ним, сделайте паузы, чтобы он мог «ответить».
  • Используйте простые, теплые интонации — малыши очень чувствительны к эмоциям.
Лепет
В возрасте 5−7 месяцев ребенок начинает лепетать: «ма-ма», «ба-ба», «да-да». Эти звукосочетания могут быть похожими на слова, но ещё не суть осмысленности.

Как помочь:
  • Поддержите интерес к лепету, повторяйте за ребенком эти сочетания звуков, таким образом расширяя «диалог».
  • Покажите предметы, произнося их название: «Мячик. Посмотри, это мячик!».
  • Рассказывайте считалки. Они помогают тренировать ритм, интонацию и произношение звуков.
  • Вы можете использовать источники или придумать свои. Вот несколько примеров. А больше материалов найдёте вы найдёте здесь

«Сорока-белобока»
Сорока-белобока, кашу варила,
Деток кормила: этому дала, этому дала,
А этому не дала!
Проведите пальцем по ладошке малыша и переберите его пальчики, используя ритмичные слоги.

«Ладушки»
Ладушки, ладушки, где были? — У бабушки!
Что ели? — Кашку!
Что пили? — Бражку!
Попили, поели, полетели, полетели!
На головку сели!
Хлопайте в ладоши вместе с ребёнком, чтобы он чувствовал ритм.

Почему это важно?

Такие простые игры не только помогают малышу освоить слоги, но и создают позитивную эмоциональную связь между вами и ребёнком, и через такую интересную для него игру идёт развитие его будущей речи.

Чем больше вы общаетесь с ребёнком, поёте и играете, тем увереннее он чувствует себя в попытках произнести новые звуки и слоги.

Развитие идёт постепенно, но с вашей помощью этот путь по развитию речи будет лёгким и радостным!
ПЕРВЫЕ СЛОВА

Первые осмысленные слова появляются примерно к году. Это могут быть слова мама, папа, да или звукоподражания би-би, му-му, ав-ав

Как помочь:
Чётко проговаривайте слова, избегайте «сюсюканья».

Ещё раз повторите слово, которое малыш пытается сказать.

Хвалите ребенка за попытку говорить, даже если слова произносятся с ошибками.

Вызывание первых слов у ребенка — это увлекательный процесс, который можно превратить в игру.

Вот несколько игровых приемов, которые помогут малышу начать произносить первые осмысленные слова. Больше материалов вы найдёте здесь

1. Игра «Где?»
Что делать:
Покажите ребёнку игрушку, например, мячик, и спрячьте её за спину или под пелёнку
Спросите: «Где мячик?»
Подождите, потом сами произнесите слово: «Вот мячик!»
Как помогает:
Игра стимулирует ребенка произносить простые слова, связанные со знакомыми предметами.

2. Звукоподражание живым и неживым предметам
Что делать:
Покажите ребёнку картинку или игрушку с животным. Например, корову.
Скажите: «Это корова? Му-у-у!»
Попросите ребенка повторить: «Му-у!» .
Поиграйте с машинкой. Скажите; «Вот, как гудит машинка. Би-би»
Как помогает:
Звукоподражание часто легче дается малышам, чем слова, и они становятся мостиком к речи.

3. Игра «Кто это?»
Что делать:
Покажите фотографии знакомых людей: мамы, папы, бабушки.
Спрашивайте: «Кто это?»
Если молчит, мягко подсказывайте: «Это мама. Скажи мама!» .
Как помогает:
Общение с близкими людьми, их образы на фото мотивируют ребенка попытаться их назвать.
Игры должны быть простыми, весёлыми и ориентированными на интересы ребёнка. Главное — хвалите малыша за любые слова, даже если слова пока звучат не совсем чётко!

Главное правило
Не требуйте от ребенка быстрых результатов — каждый малыш развивается в своем темпе. Ваше внимание, поддержка и радость от первых успехов — это важный стимул для ребенка.

Пусть ваша игра будет приятным времяпрепровождением, когда слова рождаются естественно, малыш чувствует себя уверенно. Празднуйте даже самые маленькие победы, ведь они способствуют большим достижениям
Фразовая речь

ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ

К 2 годам малыш начинает не только повторять простые фразы: «Дай мячик», «Мама идет», но и говорит их контекстуально. Это важный этап, когда малыш учится выстраивать осмысленные предложения.

Как помочь:
  • Описывайте предметы и действия.
Пример: Во время прогулки: «Смотри, это большая синяя машинка. Она едет быстро по дороге!»
Следует привлечь ребенка к описанию: «Какого цвета эта машинка? Что она делает?»
  • Играйте в сюжетные игры.
Используйте игрушки: куколки, животные, машинки. Создавайте простые истории.
Пример: «Зайчик пошёл гулять в лес. Кого он встретил?»
Предложите ребёнку придумать продолжение.

  • Рассказывайте историю с опорой на картинки.
Предложите серию картинок с последовательностью событий.
Пример: «Посмотри, сначала мальчик рисовал, потом ему позвонили, а потом он пошёл гулять».
Попросите ребенка пересказать историю по картинкам.

  • Используйте фотографии и воспоминания
Покажите фотографии семьи, событий или праздников.
Пример: «Это твой день рождения. Какой был торт? Кто пришёл на праздник?»

  • Создавайте цепочки из вопросов
начинайте с простого вопроса, а затем уточняйте.
Пример: «Кто это?» (Ребёнок отвечает: «Кошка».) «Что она делает?» («Спит.») «Где она спит?» («На диване».)

  • Ведите игры на перечисление.
Предлагайте игры на тему: «Что бывает…»
Пример: «Что можно съесть на завтрак?» или «Какие игрушки у тебя есть?»

  • Наблюдение за окружающим миром
На прогулке обсуждайте всё, что видите: деревья, машины, животных, птиц.
Пример: «Это большая собака. Как она лает? Что она делает?»

  • Читайте вместе книги с простым сюжетом.
Задайте вопросы, которые помогут ребёнку сформировать ответы: «Почему Крокодил рассердился на грязнулю?» «Мойдодыр»

Эти методы помогают не только развить речь, но и сделать общение с ребёнком увлекательным и познавательным.

Расширяйте его фразы: если он говорит «Мячик», вы можете добавить: «Это мячик! Он красный и круглый».

Поощряйте самостоятельное рассказывание: «Что ты видел на прогулке?» Больше практических заданий найдёте здесь

Зачем следить за этапами развития речи?
Речь — это не только средство общения, но и важная часть когнитивного и эмоционального развития ребенка. Если вам кажется, что развитие речи отстаёт, не бойтесь обращаться к специалистам. Чем раньше вы заметите проблему, тем легче будет её решить.
Проблемы с речью
Как их распознать и что делать
Речь — это основа общения, мышления и успешной адаптации в обществе.

Однако с сожалением можно отметить, что всё чаще встречаются дети, испытывающие трудности в овладении речью. Эти проблемы могут быть разными по природе и степени выраженности.

Рассмотрим основные.
Дислалия - нарушение звукопроизношения. Чаще всего искажаются звуки [р], [л], [ш], [с],[з] [ч], [щ], но могут искажаться и заменяться и, менее сложные в произнесении.
Признаки:
  • Замена сложного звука на более простой в звукопроизводстве (сапка-шапка, вапа-лапа, лука-вука-рука, зук-жук и т.п.)
  • Пропуск звука (Рома - ома)
  • Искажение звука, например горловой звук [р]
Нарушение слоговой структуры слова - проявляется либо пропуском слогов ( кадаш - карандаш, мицанер - милиционер ), либо их перестановкой (барелина - балерина).
Алалия - отсутствие или сильное недоразвитие речи у ребенка при сохранении слуха и интеллекта.

Признаки:
Полное отсутствие речи (сенсорная) или ее ограниченное развитие (моторная). Прогноз благоприятен при моторной алалии.

Для алаликов характерно слабое понимание обращённой речи, трудности с пополнением словарного запаса за счёт образования новых слов и новых форм слова, а также с построением предложений. Слабое понимание обращенной речи.

Трудности с освоением новых слов и построением предложений. Без своевременной помощи алалия может значительно снизить возможности ребёнка в общении и, в дальнейшем, в обучении.

Причины речевых нарушений
  • Генетические факторы.
  • Родовые травмы или заболевания нервной системы.
  • Дефицит общения в раннем возрасте.
  • Психологические травмы.
Что делать родителям?

  1. Не откладывайте визит к специалисту.
При первых признаках речевых нарушений следует обратиться к логопеду, дефектологу, неврологу.

2. Стимулировать речевую активность.
Читайте ребёнку книги, обсуждайте увиденное.

Играйте в развивающие игры, например, с пальчиками.
Игры с пальчиками — это мощный инструмент для развития речи, особенно при работе с детьми, у которых диагностирована алалия. В результате таких игр устанавливается тесная связь между моторикой рук и речевыми центрами мозга.
Упражнения для стимуляции речевой активности смотрите здесь
Речевые проблемы сами собой не исчезнут. Постоянные занятия с логопедом и выполнение его рекомендаций помогут ребенку решить трудную задачу.

Своевременная диагностика и систематическая работа с ребёнком — это ключ к разрешению многих речевых проблем и залог его успешного развития.


Письменная речь


Письменная речь — овладение письмом и чтением.

Это одна из ключевых форм общения, которая позволяет человеку фиксировать и передавать информацию на расстоянии и во времени.

Её освоение открывает ребёнку новые возможности для познания мира, обучения и творческого самовыражения.

В отличии от устной речи, письменная требует осознания звукового состава слова, графических навыков и понимания структуры текста.

Этот процесс является сложным, но очень важным этапом в развитии речи и мышления.
ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Развитие письменной речи проходит через несколько ключевых этапов:
Подготовительный этап (3−6 лет):
  • Формирование интереса к буквам и звукам.
  • Развитие мелкой моторики: рисование, лепка, штриховка.
  • Первые попытки написания элементов букв и линий.
Начальный этап (6−8 лет):
  • Освоение алфавита и принципов звуков-буквенного анализа.
  • Написание простых слов и предложений.
  • Формирование навыка слитного чтения.
Закрепление навыков (8−10 лет):
Углубление знаний о структуре текста (предложения, абзацы).
  • Постепенное усложнение письменных заданий: сочинения, диктанты.
  • Повышение скорости и качества чтения.
Творческое развитие (10−12 лет и старше):
Развитие письменной речи как инструмента выражения мыслей, предусматривает работу в нескольких направлениях:
  • Освоение различных жанров текста: описания, рассказы, аргументированные высказывания.
  • Развитие стиля и грамотности.
Связь устной и письменной речи
Устная и письменная речь — это два взаимосвязанных процесса, которые развиваются параллельно.

Устная речь закладывает базу для письменной: ребёнок сначала учится говорить, а затем переносит этот навык в письменную форму.

Осознание звуков, умение составлять предложения, обогащённый словарный запас — всё это служит фундаментом для успешного освоения письма и чтения.

Однако письменная речь имеет свои особенности:
  • Она более структурирована, требует логического изложения мыслей.
  • Её создание требует времени и осознанных усилий.
  • Она фиксирована, поэтому требует особой точности и грамотности.
Поддержка взрослого на каждом этапе — будь то родитель или педагог — играет ключевую роль в успешном освоении письменной речи.

Понимание взаимосвязи устной и письменной речи помогает выявлять и преодолевать трудности, создавая гармоничное развитие речевых навыков у ребёнка.
Материалы по подготовке к овладению письменной речью вы найдёте здесь

ЧТЕНИЕ. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ

Краткий обзор проблем и материалы для их преодоления
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Этапы формирования навыка чтения:
  • Узнавание букв.
  • Слияние букв в слоги.
  • Чтение простых слов и предложений.
Методы обучения чтению:
  • Звуковой метод.
  • Слоговой метод.
  • Чтение по методу глобального наблюдения. Этот способ был разработан в середине прошлого века Гленном Доманом.
Он разработал эту методику как часть системы раннего развития детей, первоначально ориентированную на детей с повреждениями мозга, а позже адаптировал её для всех детей.

В России эту методику впервые стали использовать Никитины.
Смотреть материалы
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
  • Побуквенное чтение
  • Медленное чтение.
  • Пропуск букв/слогов.
  • Трудности с пониманием прочитанного текста.
  • Советы для родителей по мотивации ребенка к чтению.
С материалами вы можете познакомится, пройтя по ссылке

Нарушения письма

Дисграфия — это нарушение письма, выраженное в стойких ошибках в письменных работах. Эти ошибки не являются орфографическими, обусловленными незнанием правил.

Наоборот, многие дисграфики знают правила, но не могут их применять. Часто эти ошибки называют "глупыми".

Признаки дисграфии
  • Постоянные пропуски букв, чаще гласных или согласных при стечении и слогов (молоко-моко, лампа-лама-лапа)
  • Перестановки букв или слогов (стол-слот)
  • Замены букв, близких по звучанию (б-п, д-т) или по написанию (ш-щ, б-д, и-у)
  • Написание лишних букв (декабарь, Александор)
  • Ошибки на уровне слов (настоле, по бежал)
  • Ошибки на уровне предложения (мамакупила цветы она поставила их вазу)


Контакты

Свяжитесь со мной, если у вас возникли вопросы по содержанию сайта, и я отвечу вам по указанному вами адресу

Email: ossch1954@mail.ru


Если у вас возникли вопросы, на которые вы не нашли ответы на сайте, напишите их в комментариях, и я отвечу вам в ближайшее время

Нажимая на кнопку "Задать вопрос", вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Made on
Tilda